Новый учебный год начался, дети снова сели за парты. Начались уроки и домашние задания. Перестроиться после трех месяцев отдыха к жесткому графику нелегко, еще сложнее первоклассникам, которым нужно непросто войти в режим, а окунуться в новую жизнь. Нередко после нескольких месяцев учебы родители новоиспеченных учеников понимают, что поторопились со школой и их ребенок оказался не готов к новой роли. Как помочь таким детям, рассказала tmn.aif.ru нейропсихолог София Долгих.
Готов ли школе?
Сирень Бабаева, tmn.aif.ru: София, о работе нейропсихологов с детьми в последнее время говорят часто, создается впечатление, что это новый модный специалист, это так?
София Долгих: Не совсем, дело в том, что нейропсихология до недавних пор занималась в основном изучением мозга взрослых, которые перенесли черепно-мозговую травму, либо заболевание, которое повлекло за собой повреждение функций этого органа. Только относительно недавно начали изучать мозг детей. Отчасти поэтому, отчасти по причине того, что их мозг находится в активной фазе формирования и говорить о каких-то конкретных отклонениях рано, не все нейропсихологи работают с юными клиентами. Их мозг имеет большие компенсаторные способности и делать какие-либо выводы рано. Поэтому в работе с детьми нейропсихолог помогает дозреть каким-либо функциям мозга, прожить все стадии раннего развития. Например, ребенок не ползал, а сразу пошел. Родители радуются, что малыш так быстро побежал, а у него из-за пропущенного этап в развитии не сформировались необходимые для деятельности нейронные связи. С возрастом из-за этого у ребенка возникают проблемы в развитии, в учебе.
- Прежде чем записывать ребенка в первый класс, советуют показать его специалистам, чтобы понять готов он к учебе или нет, а как родители самостоятельно могут определить, созрел ли бывший детсадовец для учебы?
- ФГОС четко регламентирует, какими знаниями и навыками должен обладать ребенок в 5-6-7 лет, родители могут ориентироваться на него, но нужно помнить, что он не учитывает психофизиологических особенностей. Это такие усредненные требования к детям определенного возраста, поэтому мамы и папы должны сами обратить внимание на особенности своего ребенка, ведь никто его не знает лучше их. Например, если будущий первоклассник замкнутый, лучше обратиться к психологу, предупредить учителя о том, ему нужно помочь влиться в коллектив, попросить быть повнимательнее. Если у ребенка были изначально проблемы с развитием речи, задержка психического развития, но он хорошо компенсировался, им занимались, однако он все равно отстает в чем-то от сверстников, можно нанять репетиторов, помочь ему с учебой.
- Всем ли детям нужна диагностика специалистов перед школой?
- Нейропсихолог может обследовать ребенка по ряду моментов, но точно не нужно абсолютно всем проходить диагностику. Если будущий первоклассник ходил на подготовительные занятия, педагог, как правило, знает, как он пишет, разговаривает, как ведет себя в коллективе, хочет ли он идти в школу. Учитель может рассказать об этом родителям, поделиться с тем, что его волнует, указать, на что обратить внимание. Но если до 6-7 лет мама и папа не интересовались развитием своего чада и для них становится сюрпризом то, что он не может долго усидеть на одном месте, пишет буквы задом наперед, плохо читает - это повод обратиться к специалисту.
- Если ребенок уже пошел в школу и выяснилось, что он не готов, главное - не забирать его из учебного заведения, не переводить в другой класс, иначе у новоявленного ученика возникнет непонимание происходящего. В этом случае проблемы нужно решать по мере поступления, а не сдавать назад. Если есть трудности с адаптацией - поможет психолог, сложности с письмом, чтением, усидчивостью, концентрацией - нейропсихолог, если проблемы со здоровьем, например, энурез на фоне стресса, то нужно к неврологу или психиатру.
- Как помогает нейропсихолог?
- Сначала проводится диагностика. Разговариваем с родителями, получаем информацию о ребенке, об обстановке в доме. Затем смотрим на маленького клиента: левша он или правша, что умеет, есть ли концентрация внимания. Если у ребенка нет неврологического диагноза, синдрома дефицита внимания, гиперактивности, выясняем, почему проблема возникла. Возможно, родители не учили ребенка дисциплине, у него не было режима дня. В этом случае работаем над усидчивостью, концентрацией внимания, умением заниматься в команде. У нас для этого много различных методик и материалов. Бывает, требуется медикаментозное вмешательство, но в целом за 3-4 месяца становится легче и удается скорректировать поведение. В основном проблемы возникают из-за того, что ребенка не подготовили к школе.
- То есть его нужно научить учиться?
- Конечно. И эта задача лежит на детском саду. У детей там очень плотный график занятий, они учатся режиму, работе в коллективе. Но, бывает, малыш не ходит в детский сад, тогда задача родителей - организовать его день, приучить к тому, что есть, спать нужно в определенное время, а не когда захочется. Когда есть порядок действий, понимание того, что, зачем и для чего нужно - есть порядок в голове. Когда ребенок растет в хаосе, его внезапно выдергивают из привычной среды и загоняют в рамки. Вдруг оказывается, что нельзя встать из-за парты и побегать, когда тебе захочется, нельзя перебивать учителя, разговаривать во время урока и еще много чего нельзя. У него начинается дезадаптация, бунт. И, знаете, ребенка можно понять.
Детский сад — это работа
- Сейчас у многих детей в день множество развивающих занятий чуть ли не с рождения. С точки зрения нейропсихологии это правильно?
- Нет, во всем нужен баланс. Многие родители готовы двухлетних малышей водить к нейропсихологу, логопеду, в бассейн, в развивающие кружки - и количество этих занятий только увеличивается с возрастом ребенка. В итоге к детскому саду у малыша день расписан чуть ли не по минутам. Родители не понимают, что для ребенка детсад — это тоже нагрузка, а если после детского сада нужно к логопеду, на танцы, на подготовку к школе, в бассейн, а он еще по утрам бегает с папой - то нагрузка будет колоссальной. В итоге к первому классу ребенок заявляет, что он не пойдет в школу, он устал.
Детям нужен отдых, паузы. Нейронам в их головном мозге нужно время вызреть, нейронные связи могут формироваться до 3-4 месяцев. Чтобы что-то освоить, нужно примерно такое количество времени. Именно поэтому у многих детей случается скачок в развитии летом, во время перерыва от бесконечной беготни из одной секции в другую. Мозг находится в расслабленном состоянии, нейронные связи формируются, новые навыки будто приходят сами по себе.
- Получается, чтение с двух лет, счет и английский — это нагрузка на детский мозг?
- Нагрузка идет на нервную систему, а она уже сигнализирует мозгу о том, что он устал и ничего не хочет. Мозг способен развиваться сам. В два года малышу не нужно уметь читать, знать буквы, в этом возрасте мозг формируется в движении, в ориентации в пространстве, в ощущении своего тела. Поэтому родителям нужно отстать от ребенка и дать ему развиваться по возрасту.
- К чему может привести чрезмерная нагрузка на нервную систему ребенка?
- К утрате мотивации, энергии, астении, расстройствам личностного характера, часто из таких детей вырастают перфекционисты, нарциссы. Каждый ребенок — это отдельная личность, родителям нужно разглядеть ее и помочь вырасти гармоничному, уверенному в себе человеку. Гораздо лучше больше общаться в семье с малышом, вместе играть, проводить время, чем водить от одного преподавателя, тренера к другому.