У автомобилистов есть свои признаки весны. И это вовсе не солнышко, пригревающее сквозь лобовое стекло машины, а ямы на дорогах. Ежегодно вместе со снегом начинает сходить и асфальт. Появляются выбоины, а местами дорога напоминает решето. Почему так происходит — в материале tmn.aif.ru.
Дорожные сюрпризы
Резкое потепление и интенсивное таяние снега обернулось ямами на дорогах. В Тюмени асфальт «смыло» на многих улицах. Это не только повысило аварийную опасность на дорогах, но и создало пробки. Так, на Московском тракте автомобилисты несколько дней вынуждены терять время в дорожном заторе из-за «уплывших» плит.
«Яма на яме. Проехать невозможно. Простоял в пробке полтора часа. Никаких ремонтных работ по ночам нет, когда все отремонтируют — тоже нет информации», — сетуют водители.
Сложнее стало проехать и по Старотобольскому тракту. Здесь каждый день приносит сюрпризы в виде новых ям на дороге.
«Недавно любопытства ради посчитала количество выбоин на участке до Антипино, примерно на 1,5 км дороги насчитала порядка 10 ям. Еще недели две назад их не было», — рассказывает местная жительница Анна.
На перекрестке Подгорная — Садовая одна из машин буквально провалилась в яму при повороте. По словам очевидцев, на месте не было ни предупреждающих знаков, ни ограждений.
«Почему у нас каждый год одно и тоже? Неужели нельзя сделать нормальный асфальт, который выдержит резкое потепление и не „растает“ вместе со снегом. Что за развлечение такое из года в год — по весне латать дыры на асфальте. А если случится ДТП из-за этого, если колесо повредят — кто будет возмещать ущерб?» — сетуют автомобилисты.
Из «минуса» в «плюс»
Одной причины весенней дорожной проблемы нет. Это комплекс факторов. Среди них: особенности климата, интенсивность движения, использование некачественных или неподходящих материалов, нарушение технологии укладки, отсутствие отвода стоков, ошибочное проектирование.
«Существенный вклад вносит также шипованная резина. Согласно статистике, один шипованный автомобиль за сезон снимает до 4 кг асфальта, — рассказала tmn.aif.ru исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Юлия Антонова. — Немаловажно, чтобы дорожные службы города следили за состоянием дорог, не допускали появления „рек“ из-за таяния льда и „озер“ в низинах. Ведь если вода не уходит в ливневые канализации, она попадает либо в грунт, либо остается на дорожном полотне. Все это не лучшим образом сказывается на качестве асфальтового покрытия».
Нередко в порче асфальта, в образовании ям и выбоин люди винят противогололедные реагенты. Однако дело тут не в химии, а в физике, поясняет эксперт. При возникновении температурных качелей, при резком переходе от минуса к плюсу и наоборот, снег сначала тает, проникает в поры и микротрещины асфальта, а потом замерзает. В таком твердом агрегатном состоянии вода расширяется и разрывает полотно — так и появляются ямы и трещины на дорогах.
«Даже если на улице стабильно минусовая температура, то снег все равно тает под колесами транспортных средств: в утренние часы из-за высокого трафика снег превращается в воду, днем она замерзает из-за снижения интенсивности движения, вечером поверхность дороги снова нагревается под воздействием машин, вода тает, в ночь — снова замерзает. И чем больше циклов замерзания и оттаивания, тем хуже асфальт весной», — говорит Юлия Антонова.
Современные противогололедные материалы имеют в своем составе сразу несколько видов солей с различными характеристиками и могут оставаться в жидком состоянии минимум до −15 градусов. Благодаря этому вода в порах асфальта не замерзает, не расширяется и ничего не разрушает. Поэтому современные низкотемпературные реагенты уменьшают число циклов замерзания и оттаивания. К тому же, даже если такой рассол замерзнет, он не сильно расширяется в отличие от воды, то есть физическое воздействие на асфальт значительно уменьшается.
Не хватило запаса прочности?
Еще одна весенняя дорожная «болячка» — колеи. Местами они настолько глубокие, что перестраиваться с одной полосы на другую становится опасно. Один за другим на тюменских улицах появляются знаки, предупреждающие о колейности.
«Поставили знак и сняли с себя ответственность. Вместо того чтобы предупреждать, лучше бы дороги сделали, ведь на некоторых участках глубокая колея была еще в сентябре прошлого года, когда можно было провести ремонтные работы, но никто не пошевелился», — возмущаются автомобилисты.
Возникают колеи по той же причине, что трещины и ямы. Состояние дорог заметно ухудшается и из-за постоянно растущей нагрузки, переориентации грузовых потоков, развития новых регионов.
«При проектировании дорог и расчете используемых в строительстве материалов обязательно должна учитываться потенциальная пропускная способность будущей дороги. Ведь она может прийти в негодность раньше гарантийного срока по объективным причинам, например, не хватило запаса прочности при резком увеличении нагрузки на нее», — говорит Юлия Антонова.

Пора менять подход
Способы, если не полностью предотвратить появление весенних ям на асфальте, то хотя бы уменьшить их количество, есть. По словам Юлии Антоновой, во-первых, следует использовать качественные материалы и соблюдать технологию укладки асфальта. Основной компонент, который влияет на долговечность дорожного покрытия, — это битумное вяжущее.
«Необходимо изменить подход к его производству — это должен быть хорошего качества конечный продукт нефтеперерабатывающей промышленности, а не побочный продукт, оставшийся после производства других нефтепродуктов. Во-вторых, своевременно ремонтировать появившиеся в дорожном покрытии трещины, поскольку после зимы они увеличиваются и превращаются в выбоины», — говорит эксперт.
Кроме того, Юлия Антонова считает, что России следует перенять мировой опыт по запрету на шипованную резину.
Кто возместит ущерб?
Юрист Юрий Александров напоминает, что у каждой дороги есть свой владелец, который несет ответственность за ее содержание. И если из-за ямы на дороге машина получила повреждения, можно взыскать возмещение убытков.
«Стандарты содержания дорог установлены в „ГОСТ Р 50597-2017. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля“. В соответствии с п. 5.3. указанного ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см и более, глубине — 5 см и более, площадью равной 0,06 м2 и более. При появлении указанных дефектов владелец дороги обязан незамедлительно установить знак, предупреждающий о наличии дефекта дорожного полотна, далее в срок от 1 до 10 дней, в зависимости от существенности дефекта и категории дороги, устранить данный дефект», — рассказал tmn.aif.ru Юрий Александров.
Наличие предупреждающего знака неосвобождает владельца дороги от ответственности за причиненный вред. И если машина из-за дефектов асфальта, превышающих предельные параметры ГОСТа, получит повреждения, автовладелец в праве потребовать компенсации вплоть до стоимости транспортного средства, если оно восстановлению не подлежит. А если был причинен вред здоровью, тоже можно потребовать компенсацию.
«В целях фиксации обстоятельств ДТП следует незамедлительно провести фото- и видеофиксацию, а также вызвать сотрудников ГИБДД для оформления. Если они откажутся ехать, то можно вызвать аварийных комиссаров. Размер ущерба, как правило, определяется независимым экспертом. После подготовки экспертного заключения следует обратиться с письменной претензией к владельцу дороги с требованием о возмещении суммы ущерба. Определить владельца дороги можно исходя из данных в интернете либо уточнить в местной администрации. Если после направления претензии владелец дороги откажется от возмещения ущерба, следует обратиться в суд с иском к владельцу дороги о взыскании суммы ущерба, других убытков. При рассмотрении дела следует заявить ходатайство о назначении судебной автотехнической, автотовароведческой экспертизы с постановкой вопроса о причине ДТП, а также о размере ущерба. Срок исковой давности по таким делам составляет 3 года с момента ДТП», — комментирует эксперт.
Судебная практика показывает: если подтвержден факт повреждения автомобиля из-за ям, выбоин, колеи на дорогах, суды, как правило, встают на сторону владельца машины.