Аргументы и Факты
tmn.aif.ru
16+
Тюмень
Аргументы и Факты
tmn.aif.ru
16+
Тюмень
Примерное время чтения: 6 минут
34

На языке молодежи. IT-безопасности и ИИ обсудили на «Инфотех Junior»

В Тюмени состоялся ежегодный форум «Инфотех», по традиции он стартовал с детского блока «Инфотех Junior», участниками которого стали более 1200 школьников и студентов со всей области.

Фундамент для будущего

«Инфотех Junior проходит уже шестой раз, за это время стало традицией встречаться здесь для того, чтобы вживую увидеть, как быстро в регионе развивается ИТ-направление и растут будущие специалисты. Считаю, что эта площадка станет хорошим фундаментом для будущих свершений в любой сфере» — отметил заместитель губернатора, директор регионального департамента информатизации Станислав Логинов.

С учетом высокого уровня проектов и дискуссий, которые прошли на площадках Технопарка, форум уже сложно назвать детским. Ребята на равных с экспертами обсуждают серьезные, актуальные проблемы сферы IT.

«Все наше мероприятие пронизано темой искусственного интеллекта, и эта площадка является стратегическим вкладом в развитие цифровых кадров среди молодежи, детей не только Тюменской области, но и всей России», — заметил Станислав Логинов.

Кибергигиена

Рост уровня мероприятия подтверждают и эксперты. Руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности Андрей Сиденко не в первый раз приезжает на Инфотех Junior. В этом году мероприятие, по его словам, приобрело потрясающие масштабы с точки зрения тем, затрагиваемых для детей, и вопросов, проблем, которые юные участники поднимают во время общения.

«Я вижу, как год от года растет уровень подготовки ребят», — отметил Андрей Сиденко.

Одной из ключевых тем форума стала профориентация. Прошла она в формате дискуссии, на которой юные участники живо интересовались специальностями в области информационной безопасности, интересовались, какие профессии будут наиболее актуальными в будущем и на что обратить внимание, принимая одно из самых важных решений в жизни.

Отдельно на мероприятии говорили о фундаментальном понятии информационной безопасности — кибергигиене.

«Оно очень универсальное и касается абсолютно всех людей, независимо от профессии, социального статуса, — пояснил Андрей Сиденко. — Здесь можно провести аналогию с профилактикой различных заболеваний: мы чистим зубы, ходим в душ, моем руки перед едой. Примерно такой же подход должен быть и при использовании интернета, соцсетей, искусственного интеллекта».

Кибергигиена — это целый комплекс мер, обеспечивающих безопасность пользовательских данных. Например, нельзя оставлять лишние данные о себе в интернете, чтобы ими не могли воспользоваться злоумышленники, и не стать жертвой утечки данных. Андрей Сиденко также отметил важность использования защитных решений, которые не только оберегают от вредоносного программного обеспечения, но и, к примеру, фильтруют входящие звонки, определяя злоумышленников. Кстати, эксперт подметил, что в Тюмени много социальной рекламы, призывающей жителей не сообщать информацию мошенникам и прерывать с ними диалог.

ИИ на службе у злоумышленников

Технологии искусственного интеллекта из года в год все прочнее входят в нашу жизнь и вскоре станут неотъемлемой ее частью. С одной стороны, это упрощает некоторые задачи, например, в работе, а с другой — несет риски. Андрей Сиденко предупредил, что злоумышленники могут использовать ИИ для подделки голоса и видео, анализа данных о пользователе для выявления его интересов и массового создания фишинговых сайтов.

«Поэтому на форуме мы отдельно проговаривали о необходимости защищать пользователей, в том числе от потенциального вреда при использовании ИИ, — отметил Сиденко. — Главная защита — это бдительность. Не стоит использовать персональные данные в общении с искусственным интеллектом, не надо загружать в нейросети документы, домашний адрес, номер телефона. Эти данные могут использоваться для обучения искусственного интеллекта в отнюдь не благих целях».

Эксперт также призвал не доверять всему, что советует ИИ, особенно велик риск нарваться на сомнительную информацию в сферах кулинарии и здоровья. Прежде чем готовить блюдо по рецепту из нейросетей, стоит проанализировать насколько сочетаемы ингредиенты, а лечиться по советам «искусственного доктора» вообще не стоит.

Мыслим критически

В целом, любую информацию, полученную из нейросетей, не стоит принимать на веру. Критическое мышление оградит и от общения со злоумышленниками и от сомнительной информации. Как отметил Андрей Сиденко, подрастающее поколение умеет критически относиться к тому, что публикуют, показывают, предлагают в Сети. Более того, на форуме они сами приводили примеры из жизни и во время общения приходили к пониманию того, как бороться с онлайн-мошенничеством и защищать свои данные.

Эксперт отметил, что цифровая среда становится неотъемлемой частью жизни современных детей уже с самого раннего возраста. Согласно последним исследованиям, 94% родителей дошкольников в возрасте 3–6 лет отмечают, что их дети хотя бы иногда бывают онлайн. Всего два года назад этот показатель был на уровне 83%.

«С годами интернет занимает в жизни ребенка все больше места. Если в начальной школе 74% детей проводят в сети не более двух часов в день, то среди старшеклассников более половины (56%) пользуются интернетом от трех часов ежедневно. Каждый пятый ученик старших классов и вовсе признается, что проводит в сети все свободное время», — говорит Андрей Сиденко.

Однако рост цифровой активности сопровождается и серьезными рисками. Каждый четвертый ребенок сталкивался с кибербуллингом — либо лично (10%), либо слышал о таких случаях от друзей (18%). Последствия онлайн-травли могут быть тяжелыми: снижение самооценки (25%), сильный стресс (21%) и замкнутость (21%). Столкнувшись с проблемой, половина детей пытается справиться с ней самостоятельно, а 43% обращаются к родителям. Более половины тех, кто получил родительскую поддержку, подтвердили, что это помогло им решить ситуацию.

Новой угрозой становится травля с использованием дипфейков — технологий, подменяющих изображения и видео с помощью нейросетей. Пока с созданием дипфейков с их участием сталкивались 1% детей и 2% взрослых, но 5% детей признались, что сами экспериментировали с созданием подобного контента.

«Технологии искусственного интеллекта имеют двойственную природу: с одной стороны, они открывают новые образовательные возможности, с другой — создают угрозы, например, использование дипфейков для травли. Важно научить детей различать полезные и опасные стороны нейросетей и грамотно ими пользоваться», — комментирует Андрей Сиденко.

Несмотря на риски, искусственный интеллект активно используется в образовании. Четверть детей старше 10 лет уже применяют нейросети, в основном для поиска информации (63%), выполнения домашних заданий (60%) и объяснения сложного материала (53%).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах