Жители 38 многоквартирников в областной столице получили от ТРИЦ за сентябрь «золотые» квитанции. Большую часть суммы составила плата за теплые батареи, которые были такими лишь несколько дней первого месяца осени.
Грелись бесплатно
Ксения Смыкова купила двухкомнатную квартиру в доме на улице Станционной несколько месяцев назад. Коммунальные услуги всегда оплачивала полностью и в срок. Но за сентябрь ей пришел просто огромный счет: больше 11 тысяч рублей, основная статья расходов - отопление: за него тюменка должна была заплатить около семи тысяч рублей.
«Батареи потеплели 29 сентября, то есть за два дня я должна заплатить семь тысяч? Для меня это неподъемная сумма. А сколько выставят за остальные месяцы, когда батареи будут греть все тридцать дней?» - возмущается Ксения.
Объяснили, откуда взялись такие завышенные суммы, в Уральской теплосетевой компании. «В платежной квитанции за сентябрь начислений за отопление в 2020 году быть не может, их отразят в ведомости за октябрь. А сумма, которая стоит сейчас в документе, - это начисление платы за отопительный период с декабря 2018 по февраль 2019 года», - сообщили в пресс-службе теплоснабжающей организации.
Подобные квитанции получили жители тридцати восьми многоквартирных домов, которые находились под управлением УК «Вектор». В ноябре 2018-го все они решили перейти на прямые договоры с УСТЭК, даже проводили собрания собственников жилья, которые отправляли в УСТЭК. Правда, составлены документы были с нарушениями, и компания их не принимала. А пока договоры не подписаны, начислять плату за отопление, по мнению УСТЭК, обязана была УК, но она этого не делала. Вот и получилось, что горожане грелись в своих квартирах бесплатно целых три месяца. При этом никто в соцсети не жаловался, что ему приходят слишком маленькие счета, в которых не учтено тепло.
Кто виноват?
В управляющей компании уверяют, что не знают, почему тепловики не выставляли суммы за предоставленную услугу. Более того, к управляющей не было никаких досудебных претензий, а о том, что их винят в неначислении платы, узнали лишь на сайте суда, когда подан был иск.
УСТЭК пытался взыскать с «Вектора» деньги за предоставленное домам тепло, но суд встал на сторону УК и отказал в выплатах, сославшись на то, что начисления должна была производить ресурсоснабжающая организация. Поэтому после решения суда суммы были пересчитаны и горожанам пришли те самые золотые платежки.
Но как быть Ксении, которая купила квартиру летом 2020 года, а теперь вынуждена оплачивать долги бывших жильцов?
На этот вопрос ответил адвокат Юрий Струнин: «Нужно доказать факт того, что отопление начислялось за тот период, когда женщина в квартире не проживала, затем узнать и документально подтвердить, кто был владельцем жилплощади в то время. После отправить им письмо с просьбой погасить долг, приложить квитанцию. Если поступит отказ или в течение обозначенного времени счет не будет оплачен, можно подавать иск в суд».
Кстати, большое количество жалоб на суммы в платежках, на недопоставку тепла, на порывы и долгое их устранение привели к тому, что вопросом заинтересовалась прокуратура Тюменской области. В ведомстве организовали горячую линию. Первые звонки стали поступать еще до начала ее работы. Всего же прокуроры приняли более 60 жалоб.
Горожане сетовали на отсутствие тепла в квартирах или отдельных комнатах, плохую работу управляющих компаний по развоздушиванию стояков отопления и регулировке внутридомовых инженерных сетей, несвоевременное реагирование на заявки и т.д. Жители частного сектора говорили о неустойчивом теплоснабжении и длительном устранении последствий порывов на сетях. Некоторые вопросы удалось решить оперативно, а 48 сообщений взяты в работу, по ним организованы проверки. Если сотрудники найдут нарушения, примут меры прокурорского реагирования.
А вот семья Перепелиных из спального района Тюмени решила и вовсе отказаться от центрального отопления. Предпочтение отдали даже не газовому, а печному.
«Сначала мы в промерзшем доме ждем две-три недели отопление, потом миримся с постоянными его перебоями и платим дважды: за само тепло, которое якобы идет по батареям, и за свет, так как приходится включать электрические обогреватели, - рассказывает глава семьи Павел. - А сейчас печку сложили, с нескольких пилорам забрали деревянную срезку, ее отдают бесплатно, пока ею и топимся. Дома всегда тепло и уютно».