Примерное время чтения: 5 минут
410

«Троллю» важен страх жертвы»: как реагировать школьникам на кибербуллинг

Злоумышленники порой используют неуверенность жертвы в целях причинения ей наибольшей психологической травмы и унижения.
Злоумышленники порой используют неуверенность жертвы в целях причинения ей наибольшей психологической травмы и унижения. pixabay.com

С вовлечением детей и подростков в мир социальных сетей и мобильных телефонов появился новый вид школьного насилия – кибербуллинг.

Неуверенность жертвы

Кибербуллинг, или электронная травля – преднамеренные агрессивные действия на протяжении длительного периода с использованием электронных форм взаимодействия. На сегодняшний день это один из самых губительных типов онлайн-атак, учитывая, насколько беспощадно злоумышленники порой используют неуверенность жертвы в целях причинения ей наибольшей психологической травмы и унижения.

Любое унизительное, оскорбительное или угрожающее сообщение, отправленное в электронной форме, является кибербуллингом. К этому же относятся унизительные фотографии или видео, опубликованные без согласия жертвы, поддельные профили в социальных сетях или веб-сайты, созданные с целью опорочить человека.

В то время как инструменты и тактики, используемые кибербуллерами, очевидны на первый взгляд, наибольшую трудность в борьбе с ними представляет признание пристыженных или испуганных жертв, что они являются таковыми.

Любое унизительное, оскорбительное или угрожающее сообщение, отправленное в электронной форме, является кибербуллингом.
Любое унизительное или угрожающее сообщение, отправленное в Интернете, является кибербуллингом. Фото: pixabay.com

Что делать родителям?

Интернет-травля может выйти и в реальную жизнь, когда агрессор и объект нападения находятся в одной школе, одном районе или городе. Дети и подростки, не оценивая последствий своих действий, выкладывают на своих страницах в соцсетях большой объем личной информации, которая может быть использована агрессором в целях запугивания объекта. Родители же, как правило, редко имеют представление о кибербуллинге и методах защиты от него, о компьютерных технологиях, обеспечивающих онлайн-безопасность ребенка.

«Менее 25% родителей вводят хоть какие-то ограничения на пользование Интернетом для своего ребенка, при этом 56% подростков страдают от кибербуллинга, – рассказала Елена Кашкарова, депутат Тюменской областной Думы, куратор федерального проекта «Крепкая семья». – Задача взрослых – научить детей распознавать кибертравлю и правильно действовать при столкновении с ней. Наш опыт общения с подростками показал, что не все понимают, как реагировать на троллинг и кибербуллинг. В современной реальности нам необходимо вырабатывать у детей правильную реакцию на разные Интернет-раздражители».

Минимальные меры по предотвращению кибербуллинга:

  • При проявлении кибербуллинга необходимо блокировать учетные записи агрессоров;
  • Сообщите о фактах кибербуллинга в службу поддержки сайта или социальной сети;
  • Обеспечьте защитой ваши пароли, в том числе на мобильных устройствах.

Мнение психолога

«В первую очередь нужно понимать взрослым, а затем и доносить до детей: во-первых, буллинг – это способ для человека с низкой самооценкой «возвыситься» над жертвой атаки; во-вторых, в буллинге всегда два игрока: агрессор и жертва. Никто не может заставить быть жертвой, если ребенок сам не вовлечется в эту игру и не  почувствуете себя униженным. В-третьих, если человек понимает смысл этой игры, то он может не вступать в нее», – объясняет психолог Галина Губайдуллина.

Грамотный ход - не вступать в игру
Грамотный ход - не вступать в игру "троллей". Фото: pixabay.com

Она также советует объяснить ребенку правила игры в буллинг. Главное – не вовлекаться, понять, что «троллю» важны страх, неуверенность жертвы. Если ему удалось спровоцировать вас на эмоции – все, вы в его власти. Оскорбление, «отскочившее» от вас, остается просто словом, характеризующим человека, который его произнес. Например, никто ведь не считает себя униженным, если облаян собакой. Ребенка нужно учить не только психологической грамотности, но и взаимодействию с агрессором. Также следует технически обеспечить его безопасность в сети – с помощью специальных программ.

Если же родители увидели, что ребенок сам занимается травлей, необходимо объяснить ему скрытую суть этого явления, чтобы он понял, что это недостойно, а подкрепление самооценки можно получить другим способом.

«Часто буллинг – это проекция того, что дети видят в семье, в школе, от взрослых, – говорит Галина Губайдуллина. – Начните с себя. И не забывайте, что есть «закон стаи»: если не я, то меня. Задача родителя – учить детей, разъяснять, показывать на примерах. Если не действует – применять санкции, ограничения, создающие ребенку ощутимый дискомфорт. Не как месть, а как научение границам, рамкам».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах