Историю своего рода и трех «цивилизаций» страны собрала в своем доме тюменка Зулейха Алишева. К идее создать необычный интерьер сначала родные и знакомые отнеслись скептически, теперь - хоть экскурсии води.
Все не просто так
«Все начинается не просто так. Если бы мне десять лет назад сказали, что я буду строить дом-музей, я бы в это не поверила, но проходит время, и понимаешь, что у тебя есть шанс сделать что-то уникальное. Оставить после себя историю не только своей семьи, но и рода, страны» - рассказывает Зулейха, приглашая в «восточную» комнату.
Здесь царит тонкая атмосфера восточной культуры, с поправкой на деревенскую избу. Небольшая комната поделена подиумом на две зоны, как было раньше в татарских домах: внизу - рабочая площадь, выше - зона чаепития и спальные места. За низким столиком сегодня тоже собираются гости. Рядом в шкафу коллекция из десятка чайных коробок и шкатулок. «Столько чая я выпила за всю свою жизнь», - шутит хозяйка.
На стене висит жакет бабушки со стороны папы. В годы Великой Отечественной войны она была награждена медалью за доблестный труд.
«Бабушка в морозы за три рубля клала печки, чтобы прокормить троих детей, - говорит Зулейха. - Только со временем понимаешь, через какие испытания тогда им пришлось пройти и выжить в нелегких условиях. Вторая бабушка, с маминой стороны, была председателем колхоза во время Великой Отечественной. От нее у меня сохранилась шкатулка из-под чая. В те времена это было большой ценностью и бережно хранилось», пояснила хозяйка.
Дополняет интерьер старый сундук. Его Зулейхе принесли знакомые. Старый, облезлый, он сиротливо стоял на улице, а здесь, в «деревенской избе», обрел вторую жизнь.
Все экспонаты в доме-музее собраны или подарены. В плохую энергию старых вещей Зулейха не верит. Во-первых, все предметы, прежде чем попасть в дом, несколько дней стоят на улице под солнечными лучами и проходят «энергетическую» очистку, во- вторых, хозяйка своими руками их реставрирует, очищает и красит. Разве может потревожить то, во что были вложены душа, любовь и тепло?
«Каждая вещь в доме обязательно находит свое место, даже если поначалу кажется, что она совершенно не вписывается в интерьер или стоит «не по правилам», - комментирует Зулейха.
Например, две ставни на стене в гостиной. Обычно то, что украшает дом снаружи, у нее разместилось внутри. Поначалу сама затея вызывала у многих недоумение, теперь - это один из основных элементов оригинального декора и предмет гордости хозяйки. Как и каждый предмет в доме, эти ставни со своей историей. Совершенно случайно Зулейха увидела их прислоненными к забору под дождем, на выброс. Попросила хозяев продать их.
«Я уже мысленно собралась торговаться, думала, сейчас как выставят цену, но владельцы сказали: «Четыре тысячи и забирай!». Так мне досталось восемь чудесных ставень», - рассказывает владелица дома-музея.
Часть экспонатов подарили многочисленные творческие друзья хозяйки. Украшают дом и картины известных художников, ковры, сотканные руками именитой ковровщицы Августы Риффель и других мастериц, куклы, насундучники талантливых мастериц. Есть даже конопляная дорожка возрастом в 115 лет.
Там, где три цивилизации
«Вся моя жизнь - это история человека, в судьбе которого соединились практические три цивилизации. Потому что я родилась в деревне, где на момент моего рождения еще в полную силу использовались те предметы быта, которые в городе уже были музейными экспонатами. В нашей семье работал ручной сепаратор, вовсю пользовались серпами, косами, я знаю, что такое маслобойка, ручные жернова», - рассказывает Зулейха. - Но в то же время я знаю, что такое первые ЭВМ, печатные машинки. В моей жизни были и пионерские значки, галстуки, счеты ручные. Потом грандиозный рывок вперед -космические технологии, айпады, интернет. Я, деревенский житель, проходила все ступени, и все это гармонично складывалось в моей жизни.
Идея объединить и показать в интерьере эти три цивилизации и легла в основу при создании обстановки дома. Богатым убранством сегодня никого не удивить, а вот своеобразным музеем истории семьи и страны - вполне. Тем более семья у Зулейхи большая - их было десять детей. Отец - простой тракторист - привил им не только любовь к труду, но и к книгам. Когда выключали электричество, он читал детям при свете лампы сказки про Ходжу Насреддина, а числу газет и журналов, которые выписывали в их доме, могла позавидовать любая сельская библиотека. Такой любви к чтению сельчанам сложно было понять.
«В доме, где десять детей, ни у каждого был свой угол. Но мы всегда были уверены в том, что у нас все будет. Папа и мама еще в детстве заложили в нас хорошую программу: «учиться, учиться и учиться». И мы учились всю жизнь, это нам помогло добиться того, о чем мы мечтали», - говорит Зулейха. - У всех сестер и братьев высшее образование, хорошая работа. А еще в доме каждого есть комната для мамы. Жаль, что папа не дожил до сегодняшнего дня. Но я уверена, что он видит нас, радуется, помогает и подсказывает, я это чувствую.
Завершающим штрихом дома-музея Зулейхи Алишевой должен стать трактор, в память об отце. Хозяйка уверена, он обязательно украсит двор дома дочери тракториста.
Кабинет «СССР»
В рабочем кабинете царит эпоха времен Советского Союза. Ради единого стиля Зулейха отказалась от компьютера на рабочем столе. Вместо него - печатная машинка, она печатала на такой же, работая журналистом, печатала свои тексты. Украшает рабочее место и настольный календарь 1956 года.
В этой же комнате нашел свое место проигрыватель с пластинками, который, кстати, до сих пор работает. В библиотеке собраны книги по психологии, классика, роман-газеты, мечта хозяйки - полное собрание сочинений Ленина. В юности постоянная читательница школьной библиотеки Зулейха за год прочитывала 240 книг.
Завершающими штрихами кабинета станут вымпела СССР, грамоты и медали хозяйки дома.
Родительский дом
В одной из комнат Зулейха воссоздала интерьер и атмосферу родительского дома. Из Вагайского района сюда привезли шкаф, кровать, бабушкины часы и зеркало. На стене фотография - мамы и папы, а на окне - карниз, сделанный руками отца. Подушки из гусиных перьев. Прялка мамы.
«Представляете, сколько нужно было шерсти обработать, чтобы нам, десятерым, связать по паре носков и рукавиц», - говорит Зулейха.
То, что сохранить в деревенском доме не удалось, но подходило под интерьер, подарили друзья хозяйки. Так здесь появились комод и даже настоящий венский стул 1913 года, с клеймом.
Мужская и женская комнаты
Мансардный этаж хозяйка поделила на две части: мужскую и женскую. В мужской -современный телевизор, в планах барная стойка. На полках журналы для сильного пола, а на полу - ящики из-под взрывчатки.
«Мы жили в Тазовском районе Ямала и когда переезжали, то небольшое количество вещей мы перевезли в этих ящиках», - рассказывает Зулейха.
В женской комнате все, что имеет отношение к творчеству и рукоделию: лоскутное шитье, половики и швейная машинка из родительского дома. В центре комнаты стоит стол, на нем блюда богатой сибирской кухни: стерлядь, пельмени, татарские пирожки, блины, бутерброды с красной и черной икрой. Выглядит все аппетитно, но несъедобно - сшито из ткани.
Многие вещи Зулейха сотворила сама, но есть здесь и экспонаты, сделанные руками признанных мастериц своего дела. Тюменская домовая роспись Веры Быковой, насундучники от Людмилы Шахотиной, куклы от Ирины Баяновой.