В период пандемии на первое место среди каналов распространения информации вышли соцсети и федеральные телеканалы. На сегодня можно говорить о равнозначности этих каналов. Об этом свидетельствуют результаты исследования Социологического антикризисного центра.
Как оказалось, большинство комбинирует каналы: половина среди тех, кто отметил в числе приоритетных источников информации федеральные телеканалы, также отметили и ленту в соцсетях, 22% - различные федеральные новостные издания.
При этом роль социальных сетей существенно отличается. Официальные источники, СМИ дают человеку информационный повод. Сетевые площадки служат, по данным интервью, для получения дополнительной информации, перепроверки и интерпретации, обсуждения с другими.
В целом за период пандемии роль соцсетей и как средства общения, и как информационного канала, выросла. Так, сетевые коммуникации формируют между спикерами и аудиторией более непосредственный, близкий контакт, который вызывает и большее доверие. С точки зрения информирования соцсети подчас оказывались ближе, так как давали информацию о том, что происходит в непосредственном окружении человека – в его городе, районе. К примеру, 67% опрошенных отметили, как важную для себя возможность узнавать новости о ситуации в своем городе.
У части аудитории существует убежденность: если получать информацию от разных источников, сформируешь объективную картину. Однако, не будучи в силах оценить значимость отдельных позиций, человек подчас только наращивает неопределенность. В итоге все равно больше шансов имеет та точка зрения, которая поддерживается в окружении человека. Складывается иллюзия понимания при сопоставлении разных картин.
Общество сегодня разделилось почти пополам в своем отношении к официальной позиции относительно пандемии. Эти позиции не следует толковать как поляризацию – высказываемые в интервью оценки отличаются неуверенностью, колебаниями: «Я, конечно, верю, но люди говорят …», «Я, скорее не верю, потому, что …». Но большинство склоняется к недоверию официальной статистике, почти половина не верит в необходимость ограничений, всеобщей изоляции.
Фокус интереса с самой болезни сегодня смещается на период восстановления – возврат к нормальной жизни, перспективы экономики. Наблюдается усталость от обсуждений вируса.
Отметим, олайн-опрос проводился исследовательской платформой Mail.ru Group на базе панели во «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Опрашивались жители РФ в возрасте 18+. Всего было опрошено 2 тыс. 500 респондентов. Полученные данные были взвешены по полу, возрасту, гео по Росиндексу по пользователям интернета старше 18лет. Кроме того, проведено 60 глубинных интервью с жителями разных регионов России 18 лет и старше. В исследовании наряду с собственными интервью «Платформы» использованы интервью студентов курса «Исследования аудитории медиа» факультета «Коммуникаций, медиа и дизайна» НИУ-ВШЭ, 2020 год.