«Хочу быть киберспортсменом», - все чаще говорят дети, не на шутку пугая родителей. Для взрослых это пустая трата времени и болезненная зависимость наряду с алкоголем и наркотиками. Для подрастающего поколения - понятный и вполне реальный мир, в котором можно добиться успеха, заработать денег (очень много денег) и стать знаменитым. Так ли опасен киберспорт, как его представляют родители, и как оградить ребенка от игровой зависимости, корреспонденту «АиФ-Тюмень» рассказала психолог Юлия Лукашенок.
Плановая оппозиция
Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Не так давно много споров вызвала инициатива ввести в школах факультативы по киберспорту. С одной стороны, это состязания, за победу в которых можно получить хорошие деньги, с другой - зависимость. По крайней мере, именно последний аспект беспокоит родителей, чьи дети не вылезают из онлайн-игрушек. Как понять, где грань между спортом, профессией и зависимостью?
Юлия Лукашенок: До тех пор, пока есть разграничение, пока все сферы жизни человека не подстроены под «катки», бои, турниры и т.д., можно не беспокоиться о зависимости. Когда на первый план выходит игра, а члены семьи вынуждены подстраивать свои планы под нее, когда из-за этого возникают конфликты, ссоры - это уже сигнал тревоги.
Особенность детской и подростковой игровой зависимости - в наложении нескольких факторов: пубертата, желания доказать свою значимость, быть признанным. Один из моих юных клиентов на вопрос «Что для тебя игра?» ответил, не задумываясь: «Это моя жизнь». Там он чувствует себя нужным и важным, там понятная ему ответственность, он все держит под контролем. И пока виртуальный мир дает эти ощущения, убедить его в том, что это пустая трата времени не получится. Справедливости ради стоит сказать, что и без киберспорта будет то же самое: подростки скатываются в учебе, планово уходят в оппозицию, воспринимают все в штыки - это особенности возраста, которые нужно пережить и перерасти.
Кстати, возраст в киберспорте - одна из слагаемых успеха. У игроков скорость психической реакции должна быть такой, чтобы принимать неосознанные, но правильные решения на автомате. С возрастом эта способность притормаживается, человек начинает больше анализировать, вырабатываются тактика, стратегия, а не просто реакция, для онлайн игр это катастрофа, геймеры начинают совершать банальные ошибки. Поэтому подростки и добиваются успеха за счет пластичности, молодости своей психики, а к 30 годам считаются уже старыми. Впрочем, как и в обычном спорте.
- Обычно родители пытаются вернуть ребенка к реальной жизни скандалами, отключением интернета, компьютера во время игр. Это действенный подход?
- К сожалению, нравоучения, ультиматумы и ругань быстро перестают действовать. Когда каждый день мама ворчит о вреде игр, призывает к совести и причитает о загубленной жизни, ее слова становятся фоном, словно комариный писк над ухом. В глазах ребенка такой родитель - динозавр, который не понимает ничего в современном мире, тем более своего ребенка. Поэтому лучше как можно раньше найти компромисс: «Ты играешь после того, как сделал уроки, но в 23:00 уже ложишься спать». Договориться, что учеба и домашние обязанности остаются на прежнем уровне. На самом деле дети очень чутко реагируют на состояние, настроение родителей, но при условии, что между ними есть эмоциональная связь. Если мама слышит его, принимает его интересы, то он пойдет навстречу. Когда эта связь утрачена, договориться сложно. Начинаются конфликты, поиски спасителя, и психолог в такой ситуации выступает переговорщиком, пытаясь выстроить мост между родителями и детьми.
- В 90-е были тетрисы, денди, потом появились компьютерные игры на дисках, родители тогда тоже переживали, что эти игрушки вызывают зависимость. Но дети выросли и забыли об увлечениях. Может, и с киберспортом зря волнуются?
- Конечно, большая часть 10-16-летних геймеров со временем забудут о своем увлечении. Появится любовь, нужно будет ходить на свидания, в конце концов, наскучит. В киберспорте останется лишь малая часть. Кто-то выберет это своей профессией и будет зарабатывать (при условии, что нет оторванности от реальной жизни, в противном случае - это уже зависимость), а кто-то, к сожалению, не сможет найти себя в офлайне и заменит настоящее виртуальным, но это уже повод для работы со специалистом.
Основное отличие компьютерных игр на дисках от киберспорта в том, что там можно было нажать на паузу и позже продолжить с того же места. В онлайн-играх ты - часть команды, внезапный уход из игры расценивается как предательство. Возрастная особенность подростков - быть частью значимой группы, когда он тащит команду, он не может выключить компьютер и пойти мыть посуду, это будет не по-пацански. И если мама в этот момент скажет: «Хорошо, я понимаю, что тебе это важно, доигрывай бой, а потом я жду тебя на помощь», конфликта не будет. Если она подойдет и выключит компьютер, подросток тут же включит ответную реакцию.
Больше жизни
- Пытаясь достучаться до ребенка, родители чаще пугают проблемами с физическим здоровьем: испортишь глаза, позвоночник искривится, а могут ли онлайн-игры сказаться на психическом состоянии?
- Могут, как следствие несбалансированного режима дня и неблагоприятной психологической обстановки в семье. Если говорить о влиянии погруженности и прохождения турниров, можно говорить о чрезмерной возбудимости нервной системы и необдуманных действиях: отобрали клавиатуру - вспышка гнева. Может быть гипервозбудимость, которая провоцирует неконтролируемую реакцию, поведение. Это не говорит о том, что они ненормальные, просто в игре их затачивают на быстрые реакции, а не обдумывание.
- Компьютерные игры сравнивают с наркотической зависимостью, вы согласны, что их можно поставить в один ряд?
- Я с этим не согласна, не считаю, что это болезнь. Этот период пройдет, как только подросток получит внутреннее состояние компетенции, ему станет не интересно просиживать в онлайн-играх сутки напролет, хотя родителям кажется, что он состарится за компьютером. Конечно, периодически мы смотрим, читаем о людях, которые раз в месяц выходят на улицу, едят и спят за компьютером, перестали мыться и стричься, но это все же исключения. И здесь причина не в самой игре, а в том, что человек замещает в своей жизни какую-то пустоту, от чего-то убегает.
- А если ребенок все чаще проводит время в онлайн-играх, как ему не дать уйти с головой в виртуальную действительность?
- Создавайте такие условия, чтобы он был вынужден отрываться от компьютера: сходить вместе в кино, в кафе, в поход, на рыбалку. Но предупредите заранее о планах, даже если подросток не прочь провести время с родителями, ему нужно переварить информацию, пожить с ней. Потому что первой его реакцией будет отказ, не потому что он не хочет, просто возраст такой.