И сегодня живо представление о дореволюционной Тюмени, как о глухой провинции, уездном сибирском городке, где кроме трактиров и ресторанов, в которых гуляли после удачных сделок купцы, да многочисленных церквей, в которых они отмаливали грехи, ничего и не было.
Эти мифы об отсталости Тюмени попытался развеять коллектив одного из тюменских музеев, явив жителям и гостям города экспозицию «Тюмень промышленная», вызвавшую большой интерес. Свои комментарии дал куратор выставочного проекта, историк, методист по музейно-образовательной деятельности музея «Дом Машарова» Тимофей Мельников.
Лаптей у нас не носили
Небольшой зал музея вместил больше сотни тщательно подобранных предметов: инструменты ремесленников, цеховые знаки, старинные фотографии, промышленные и кустарные изделия, которые были тогда, в конце XIX - начале XX века, хорошо известны не только в городе. И на этом фоне молодой историк, показывая или указывая на очередной экспонат, шаг за шагом восстанавливает справедливость.
У каждого предмета своя история.
«В 1868 году наш город посетил великий князь Владимир Александрович, сын императора Александра II, - рассказывает Тимофей. - А когда приезжает такая высокопоставленная персона, принято показать, чем же эти места знамениты».
Для этого местные власти организовали выставку, пригласив на нее из города и окрестностей кустарей, ремесленников, производителей промышленной продукции. Впечатлила ли она высокую особу, неизвестно, но в историю попала благодаря выпущенной в честь этого события памятной медали.
Справедливости ради, историк отмечает, что подобные выставки проходили периодически и после приезда великого князя. Свидетельство тому - фотографии, сделанные первым профессиональным тюменским фотографом Константином Высоцким. Сохранилась брошюра с описанием крупной выставки промышленных изделий Западной Сибири, которая прошла в Тюмени в 1871 году.
Надо сказать, выставлять было что. Еще современники утверждали, что Тюмень была кожевенной столицей, если не российской, то сибирской - однозначно. Ежегодно здесь выделывалось почти сто тысяч кож. Южнее Тюменской области, а тогда - Тобольской губернии, раскинулись степи Северного Казахстана. Тысячелетиями на их просторах паслись многотысячные стада скота. Тюменские купцы его закупали. Мясо, понятно, шло в пищу, а кости и шкура - на изготовление самых разных изделий. Первое, что приходит в голову, - обувь. Есть такой штамп - до революции 1917 года Россия была лапотной. С этим можно согласиться, но с одной оговоркой: Тюмень, как и вся Сибирь, лаптей практически не носила. Здесь жили люди более обеспеченные, и сибирским аналогом лаптей были чирки - своеобразная обувь с невысоким голенищем, сшитая из одного куска кожи.
Какая экология?
Многочисленные кожевенные предприятия располагались на пологом берегу Туры. Особой радости жителям города они не приносили. Процесс выделки кож был весьма неприятный. Для того чтобы шкура превратилась в кожу, ее нужно было не только очистить от жира и шерсти, но и выдубить, для чего подержать примерно месяц в специальном дубильном растворе. Это отвар ивовой коры, который и сам-то по себе очень неприятно пахнет, а когда в нем месяц шкуры полежат, запах становится ужасным. К нему примешивался не менее отвратительный запах отдубны, вываренной ивовой коре, которая валялась на берегу, плавала по реке. А рядом с предприятиями этого рода еще и были ямы с различными отходами кожевенного производства. Экологией раньше особенно не заморачивались. Но жители и гости города жаловались на все это непереносимое зловоние. Тимофей Мельников рассказал такую историю, оговорив, что это то ли правда, то ли легенда. На один из кожевенных заводов пришел проверяющий, который указал, что, мол, господа, нехорошо, когда производство соседствует с отходами. Управляющий заводом, не моргнув глазом, взял стакан, зачерпнул в яме с отходами темно-коричневой жидкости и выпил, продемонстрировав, что ничего страшного в такой воде нет. Естественно, этот управляющий, спустя немного времени, чуть не умер, но предприятие от крупных неприятностей он спас.
Сработано с душой
В Тюмени, как и во всей России, жива была завезенная еще при первых Романовых из Европы традиция украшать печи разноцветными изразцами. В богатых домах ими украшали не только печи, но и пол, стены, потолок. Стараниями главного архитектора города Ивана Ламберта появилась у нас своя изразцовая фабрика «Фортуна». С 1870 года она выдавала продукцию. Изготавливали в Тюмени и изумительные по красоте и качеству гончарные изделия - благо сырья, местной светлой глины, было в изобилии и под рукой. А чугунолитейный завод, основанный в 1899 году Николаем Дмитриевичем Машаровым, помимо прочих, необходимых жителям города и окрестностей предметов, производил кухонные печи из чугуна. Они стояли на кухнях особняков богатых горожан. Там все было, как и у современных печей - варочная поверхность, духовка, но был еще предусмотрен специальный бак для нагрева воды. Очень удобно - печь топилась и на ней сразу же грелась вода.
В начале 19-го века поднимается у нас в городе семейство Гилевых, лившее и церковные колокола, и поддужные колокольчики, по-иному сказать - «автомобильные» сигналы той эпохи. Расходились они не только по Тобольской губернии, но и по всей Сибири. Кто-то из современников заметил, что для Сибири Тюмень, как Валдай для России.
Свой вклад вносили и ремесленники. Сибирь - территория лесистая, а люди с глубокой древности умели работать с деревом. Повсеместно известны были изготовленные тюменскими мастерами телеги и, конечно, - сундуки. Они были разных размеров - от огромных, для вещей, до совсем маленьких сундучков для драгоценностей.
Чтобы угодить покупателям, городские ремесленники старались, чтобы любая полезная вещь была еще и красиво, с душой сработана. Скажем, одним из символов Тюмени можно назвать дымник. Отопление было печным, и из трубы шел не только дым, но и искры вылетали. А дома в основном были деревянные, крыши крыли тесом, искорка попадет - и пожар. Дымник надевали на печную трубу, он от этих искорок и берег дом. Изготовляли их из жести, поэтому были они недолговечными, быстро ржавели и прогорали. Тем не менее делали их с таким мастерством и выдумкой, что выглядели они как украшение. Из жести делали еще и резные короны для водосточных труб. И тоже получалось не только полезно, но и красиво.
Кузнецы ковали серпы, которые были не только в каждом крестьянском хозяйстве, но и в богатых домах - газонокосилок в то время не существовало. Конечно, массовым спросом пользовались подковы, все же было на конной тяге, и светец - своеобразный торшер той эпохи и опять же вещь не только полезная, но и красивая. В него вставляли лучину, а рядом, в целях пожарной безопасности, ставили ковш с водой.
По петровскому указу ремесленники в городах по своим специальностям объединялись в цеха. И у каждого был свой знак. Окончательно довела до ума эту реформу Екатерина Великая в своей «грамоте на права и выгоды городам Российской Империи» от 1785 года. В Тюмени было множество видов ремесел: шапочное и шубное, клееварное и мыловаренное (тогда и клей, и мыло варили из животных жиров), медное и штукатурное, тележное и стекольное - одним словом, в начале 18-го века у нас проживало чуть более полутора тысяч человек и уже тогда насчитывалось два десятка ремесленных специальностей.
Одно из самых, как сейчас бы сказали, наукоемких по тому времени производств - пароходостроение - разворачивается у нас уже в 19-м веке. В 1863 году в Тюмени, благодаря подданному Британской империи Гектору Гуллету, появляется судостроительный завод, на котором корабли изготавливались с нуля. Создавали даже сердце парохода - паровую машину. Хороший, согласитесь, для сегодняшних предпринимателей пример импортозамещения. В те далекие годы многие начинали свое дело с первой выкованной подковы. И сейчас тюменцы потянулись к освоению ремесел, у некоторых появилась, может быть, чудом передавшаяся генетически предпринимательская жилка. И, возможно, пройдет какое-то время - и разовьются сегодняшние кустарные мастерские в новые мощные производства, не будем мы хотя бы гвозди, лопаты да молотки из-за рубежа ввозить. И вернет Тюмень себе славу промышленного центра Сибири.