Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, подумалось корреспонденту АиФ в Западной Сибири. И решение посетить в эту Ночь искусств ТМПО (Тюменское музейно-просветительское объединение) – одно из структурных подразделений Музейного комплекса имени И.Я. Словцова, по совместительству являющееся хранилищем музейных фондов, было принято. Тем более, что вот так, с подробной экскурсией в фондохранение тюменцев пускали всего второй раз, дебютный показ «святая святых» состоялся в прошлую Музейную ночь.
Про атмосферу
В 21.00 по тюменскому времени в центре города было относительно немноголюдно. Толи все решили выехать на последний пикник на дачу, толи подались на короткие каникулы в Европу – история умалчивает. Но в отличие от опыта прошлых лет, мероприятие прошло великолепно: без сумасшедших очередей, толкотни и изрядно потоптанных ног. Буквально не Ночь искусств, а светский раут, получился! Наверное, вот так, пусть и без фейерверков, зато с большей пользой для всех желающих приобщиться к искусству, будет лучше, подумалось мне.
Действительно, экскурсионная группа, в которую я попала – не превышала 15 человек, трое, немного подустав к 23.00 благополучно отсеялись. Всем всё было видно, слышно и в целом довольно комфортно. Цена экскурсии – 200 рублей. Отработано экскурсоводами и специалистами фондохранения на все 2000 рублей.
Про фондохранение
Найти на карте города и в реалиях городских улиц новый музейный комплекс не составило труда. А вот понять, что вход на экскурсию будет не с парадного крыльца, а где-там за поворотом, помогли указатели. Если бы не они, честное слово, вернулась бы полюбоваться часами и мамонтом, и дело с концом.
Металлическая рамка на входе и охрана добавляли серьезности происходящему, а пять дежурных у гардероба – солидности. Кстати, рядом с кассой работала небольшая торговая лавка. Распродавали наследие прошлого и некоторые изделия местных мастеров. Платить за блюдце с кошачьей мордочкой, которое размером с мою ладонь, 620 рублей не позволила совесть, потому как рядом с этим самым блюдцем лежали книги. Итог: домашняя библиотека пополнилась практически раритетным изданием 2004 года, посвященным тюменской картинной галерее, часть экспонатов которой ранее радовала гостей города и всех неравнодушных к живописи в Музее изобразительных искусств и других музеях Тюмени. Называется книга «Русская живопись XVIII-начала ХХ века», цена вопроса – 350 рублей.
Про экспонаты
Лестницы, свет, надежные сейфовые двери и строгое предупреждение «никому не отставать, иначе будете между дверями в коридорах ждать следующую экскурсионную группу» возымело свое действие. Из тех, кто рисковал задержаться была только я. И то только для того, чтобы успеть записать пару важных комментариев. Кстати, экспонаты музейных фондов, например, гигантские друзы горного хрусталя живут прямо на лестничных площадках хранилища.
А вы знали, что камни растут?! Растут, но очень медленно, буквально на 1 миллиметр в 100 лет. А про то, что горный хрусталь не нагревается даже при высоких температурах? В свое время тульские мастера, чтобы удивить императора Петра I, выточили ему из гигантской друзы самовар, а да не просто подарили, а преподнесли с кипящим в нем чаем, а внешние стенки изделия все равно остались холодными. После озвученного экскурсоводом относительно кипятка в хрустале задумалась над новым способом спасения от жары. Вдруг в 2018 году лето случится?! Заодно и рецепт охлаждения есть, причём весьма элегантный, не какие-то там бутылки с водой, а полудрагоценный камень.
Также в коридорах хранится коллекция тюменских наличников – то, что успели спасти и сохранить. К слову, в позапрошлом веке их никто не красил, а для прочности изделия его вырезали не из цельного куска дерева, которому свойственно при перепаде температур рассыхаться, а «набивали» одну деталь на другую, что обеспечивало прочность на семь поколений, и щедро смазывали китовым жиром. Почему на семь? Да потому что стоили по тем временам резные наличники ой как недешево! Мастера за свой труд с лилиями и прочим виноградом просили по 200 рублей за один наличник. А те купцы и зажиточные крестьяне, что были готовы на такой расход (по ценам того времени - буквально две хороших молодых дойных коровы, - ред.) планировали, чтобы наличники отработали свое сполна: если это покупалось в дом, в котором жило три поколения (дед, отец, подрастающие сыновья), то наличники должны были прослужить еще как минимум четырем поколениям семьи.
Кроме наличников тут же в коридорах, на подходе к фондам мебели стоят отличные ткацкие станки. История умалчивает для кого именно, везли из самого Парижа в Тюмень купцы и шкафы «на лапах» (ножки шкафа вырезаны в форме лап льва), и стулья английские, и зеркала для дам в дубовой оправе, чтобы смотреть в полный рост. Везли всё настоящее, с фирменным клеймом производителей тех лет.
Впрочем, к концу 19 века такая потеха тюменских богачей пресытила, и захотелось им того, что и сейчас называется а-ля рустик – в русском стиле. Вот тогда и пришла пора заработков у местных умельцев, которые и стулья резали такие, что вместо спинки дуга лошадиная, а вместо подлокотников топоры, и при надобности английские вещи копировали так, что пока не вскроешь место, где должно было быть потайное клеймо, не догадаешься, что копия. Крайние по времени экспонаты в хранилище мебели – школьные парты, за которыми учились писать те, кто пошел в первый класс до 1994 года: аккуратные, с откидным верхом и правильным наклоном рабочей поверхности.
Есть здесь и то, что не пригодилось старшему брату – многоуважаемому Эрмитажу. В конце 70-ых годов главной сокровищнице страны оказались неугодны вещи из коллекции императорской семьи. С легкой руки руководителей того времени эти экспонаты были розданы в местные региональные музеи. Так в Тюмень прибыла огромная люстра-лампада с подсвечниками на множество свечей: резная, ажурная… Но не из драгметалла, поэтому и списана в архив. А если отмотать историю на пару веков назад, то украшала эта люстра не абы что, а знаменитый Аничков дворец.
Особые помещения фонда отводятся иконописному искусству. За все годы в коллекции музея собралось свыше 1200 образцов иконописного мастерства. Самые ранние датируются 17 веком. Домовые, храмовые, выпуклая резьба по дереву, медно-литая пластика… И всё это бережно хранится и реставрируется.
Всего же в фондохранилище музея находится свыше 400 тыс. экспонатов – и за каждым из них записана своя, уникальная история. А эта ночь искусств и экскурсия по фондохранению с посещением выставок «Искусство художественной обработки металлов»; «Искусство иконописи»; «Искусство фотографий»; «Деревянная резьба» - «Тысяча шагов в историю» стала одним из лучших на моей памяти вечеров.
P.S. Ради этого пришлось пожертвовать парой мастер-классов, которые ждала очень долго. Но обучиться основам ковроткачества можно и по интернету, а вот прикоснуться к той самой люстре из Аничкового дворца или тайком от музейных работников дотронуться до прялки, которой без малого 200 лет… Такое может быть только дважды в год в Ночь искусств и в Музейную ночь.