Когда-то советские классики написали фразу, ставшую крылатой: «Статистика знает все». Но, наверное, это утверждение родилось потому, что в то время не было в нашей стране социологии. А когда она появилась, всем стало ясно – вот уж кто знает все, так это она.
Уже много лет социологи под научным руководством члена-корреспондента РАН Николая Лапина составляют социально-культурный портрет регионов нашей страны. Эти исследования позволяют увидеть сильные и слабые места территорий. Портрет Тюменской области с 2006 года составляет команда социологов Тюменского госуниверситета под научным руководством Гульнары Ромашкиной, Владимира Давыденко и Елены Андриановой.
Из каких «пазлов» собирается этот портрет? Менялись ли с годами его «черты»? Как власти региона реагируют на результаты социсследований? Об этом корреспондент «АиФ-Тюмень» узнал у заведующего кафедрой общей и экономической социологии ТюмГУ Еленой Андриановой.
Не только эмоции
Юрий Пахотин, «АиФ-Тюмень»: За те 12 лет, что вы отслеживаете социальное самочувствие жителей Тюменской области, что только ни происходило в стране - и кризис, и санкции, и контрсанкции. Все это не могло не отразиться на жизни региона. Как это повлияло на настроение тюменцев? Какова динамика?
Елена Андрианова: Динамику, надо все-таки смотреть по каким-то конкретным параметрам. Если мы будем говорить о том, какие чувства испытывает респондент по отношению к своему региону, то могу отметить, что чувства жителей к своему региону имеют постоянную позитивную динамику уже на протяжении 12 лет.
- А это отношение включает, простите за тавтологию, отношение к чему конкретно?
- Мы задаем вопрос: «Какие чувства вы испытываете по отношению к своему региону?». Если в 2006 году доминировал ответ «Не испытываем особых чувств по этому поводу», так отвечали 41%, то после 2013 года половина жителей отвечают: «Рад, что живу здесь» (в 2017 году – 49%). Это очень яркий маркер изменения имиджа региона в глазах его жителей.
- Но это только эмоции?
- Ощущение того, нравится или нет свой собственный регион, – это самое что ни на есть искреннее восприятие. Что может быть честнее чувств?
- И все-таки, какой-то набор конкретных факторов, поясняющий возникновение этого чувства, вы респондентам предлагаете?
- Конечно же, потом мы смотрим глубже и изучаем самые разные параметры. Например, качество жизни, с какими проблемами сталкиваются жители в регионе, что их устраивает, что не устраивает, какие меры по решению этих проблем они предлагают властям и считают первоочередными.
- В середине двухтысячных годов родился суперпопулярный сегодня слоган «Тюмень - лучший город земли». Как вы считаете, вынести в то время на щит этот лозунг позволили реальные успехи в развитии города и региона, или этот удачный слоган определил цель и мобилизовал всех на ее достижение?
- Я думаю, что здесь все очень удачно совпало и в комплексе эффективно работает. Если бы этот лозунг не поддерживался реальным улучшением жизни в городе и регионе, он бы не имел такого положительного эмоционального отклика, а вызывал бы только раздражение и постоянную критику.
Все не так просто
- Социокультурный портрет составляется по результатам опроса каких-то определенных групп жителей региона?
- Для составления портрета используется метод анкетирования. Генеральной совокупностью является население Тюменской области старше 18 лет, составляется репрезентативная выборка. Использование данного метода связано с тем, что при опросе информацию дает непосредственно носитель изучаемой проблемы, т.е. население, при этом появляется возможность изучения тех сторон проблемы, которые не отражаются в документальных источниках и не всегда доступны прямому наблюдению. Формализация опроса приводит к тому, что получаемая информация легче поддается количественной обработке.
- Преобладание тех, кому нравится жить в нашем регионе, прослеживается во всех группах респондентов, или есть исключения?
- Мы знаем, что за последние годы имидж Тюменской области существенно улучшен. На протяжении всех лет мониторинга доля тех, кто хотел бы уехать в другой регион, в разные годы составляет от 2% до 5%, в другую страну - колеблется в диапазоне 1,6-4%. Регион действительно привлекателен.
«Хотели бы уехать в другой регион России». Наличие ученой степени повышает вероятность такого ответа
- Значит, личное самочувствие жителя города, региона определяет и его мотивацию уехать или нет из страны?
- Здесь все не так просто. Однозначно позитивные чувства в большей степени склонны испытывать женщины, менее образованные граждане, работники торговли, производственной сферы, респонденты предпенсионного и пенсионного возраста. В этом портрете именно их больше всего радует проживание в Тюменской области. А вот наличие ученой степени, работа в сфере государственного и муниципального управления относительно повышает вероятность появления ответа «хотели бы уехать в другой регион России». Среди тех, кому менее 24 лет, больше всего ответов – 17% – «не испытываем особых чувств по этому поводу». И доля тех, кто хотел бы вообще уехать из России немного возрастает среди самой молодой возрастной группы – 4%.
- Вы составляете социально-культурный портрет региона. А что входит в его структуру, из каких «пазлов» он собирается?
- Мы изучаем регион как социокультурное сообщество, демографические особенности, социальное самочувствие, культурный капитал населения, мотивацию трудовой деятельности и экономическую активность, уровень и качество жизни, социальное расслоение, бедность, ее распространение, инновационную деятельность, правопорядок и правонарушения, доверие.
- Доверие к кому - к властям?
- Не только. Спрашиваем: «Доверяете ли вы?» – и перечисляем набор институтов и структур: суду, губернатору, профсоюзам, прокуратуре, полиции, правительству, политическим партиям, думе, СМИ, муниципальным органам управления и т.д.
- Кому в Тюменской области доверяют больше всего?
- В пятерку лидеров рейтинга доверия по данным 2017 года входят суд, работодатели, церковь, губернатор, прокуратура.
- Не могу не спросить - а насколько доверяют СМИ?
- Если суммировать «полностью доверяю» и «пожалуй, доверяю», то печатным СМИ – 29%.
Стабильно доверяют жители региона суду и губернатору
- А в целом с 2006 года уровень доверия ко всем этим институтам и структурам изменился?
- Да, и существенно. Если в 2006 году индекс доверия показывал положительный результат в отношении лишь двух институтов из девяти, то в 2017 году наоборот - только два института демонстрируют отрицательный индекс доверия. Стабильно доверяют жители региона суду и губернатору, повысился уровень доверия к силовым структурам, правительству региона, областной думе.
- Где живут более «доверчивые» люди - на селе, в городе, или место проживания здесь не влияет?
- Влияет. Например, на селе больше доверяют печатным СМИ – 35%. Значительно больше доверяют губернатору. Выше доверие к политическим партиям. Но особенно показательна здесь доля недоверяющих. Например, СМИ в городе не доверяет 36%, на селе – 27%. А вот процент недоверяющих полиции, правительству, думе, церкви одинаковый - чуть более 40%.
- Интересно, а друг другу-то люди доверяют, или таких вопросов вы им не задаете?
- Задаем и такой вопрос. Результат закономерный - больше доверяют тем, кого знают, - жителям своей деревни, села, города. Здесь «своим» доверяют 60% респондентов, жителям области – 32%, всей России – 23%, бывших республик СССР – 14%, всей земли – 12%.
Больше всего людей беспокоит рост цен
- Какие проблемы больше всего волнуют тюменцев, и менялся ли за время наблюдений их накал?
- Тройка самых актуальных проблем в 2017 году выглядела так, по мере убывания: рост цен, безработица, жилье. И в 2006 и в 2017 годах половину опрошенных волновали темпы создания новых рабочих мест. А, скажем, необходимость улучшать медобслуживание отмечали 47%, сейчас – 42%. За годы наблюдений существенно снизилось число респондентов, которых беспокоит криминальная ситуация - с 44% до 30%.
- Как власть относится к результатам ваших опросов, ей это интересно, она хотя бы читает результаты исследования?
- Не просто читает, а внимательно изучает и учитывает в своей работе итоги опросов. Кроме того, власти практически каждый год выступают заказчиком ряда социологических исследований, например, по изучению социально-экономического самочувствия жителей области. Как показательный пример сотрудничества можно назвать Тюменский социологический Форум. В 2017 году он прошел уже в пятый раз. Его организаторы - власти региона и вузы. Это площадка, на которой актуальные проблемы региона совместно обсуждают и ученые, и политики.
Справка
Финансовый университет при Правительстве РФ ежегодно подводит итоги исследований качества жизни в крупных и средних российских городах. Их оценивают по таким показателям: качество медицинского обслуживания, дороги и дорожное хозяйство, культура и образование, жилищное хозяйство, оценка работы городских властей и миграционные настроения. По итоговому индексу исследований 2018 года лидирует Тюмень. В первую десятку рейтинга попали также Грозный, Москва, Казань, Сочи, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Череповец, Тула и Сургут.