Запрет на работу для торговых центров, непродовольственных магазинов, ресторанов и кафе, фитнес-центров стал настоящим ударом для бизнеса. Но пока одни переживали и подбивали убытки, другие рискнули начать свое дело, как они решились на свое дело во время пандемии, в материале "АиФ - Тюмень".
Эйхмановская колбаса
Житель поселка Голышманово Денис Эйхман в самоизоляцию решил запустить цех по переработке мяса. Сейчас в местном магазине часто можно услышать «Эйхмановская колбаса есть?» Предприниматель всегда предпочитал здоровое и натуральное питание. На подворье у него много живности. Сам делал йогурт из козьего молока. Изготавливал домашнюю колбасу, собрал небольшую коптилку и предлагал свои услуги жителям поселка.
- С этого все и началось, закупал мясо и коптил на продажу. Продукция пользовалась спросом, тогда я решил открыть ИП и расширить ассортимент. Но тут случилась пандемия коронавируса. Конечно, было страшно. Бизнесу пришлось тяжело, многие говорили о закрытии. Несмотря ни на что, я решил рискнуть, ведь кризис - это еще и возможности, - вспоминает Денис Эйхман. - К тому же меня поддержали в фонде «Инвестиционное агентство Тюменской области», помогли с оформлением документов. И как только позволила эпидобстановка, я зарегистрировал ИП.
Начинал бизнесмен с объемов производства в 10 кг в неделю, теперь цех выпускает по 100-150 кг продукции в день. Производят полукопченые и сыровяленые колбасы. К примеру, «Краковскую», «Столичную», «Польскую», сервелат «Московский» и «Охотничьи колбаски». Также делают карбонад, ветчину и другие вкусности. Молодой предприниматель постепенно увеличивает точки сбыта в пределах региона как участник проекта «Покупай тюменское!». Вскоре выйдет на рынки городов Ишима и Тюмени, где будет торговать продукцией под этим брендом.
- В пищевой промышленности важно делать свою работу качественно. Клиент попробует, если не понравится - не купит больше, - рассуждает Денис. - Будешь стремиться только к прибыли и трудиться без желания что-то улучшать в производстве - ничего не получится.
В моем деле немало нюансов: то свинина сильно жирная, то во время копчения электричество отключат. Часть продукции бракуется, убытков не избежать, но мне нравится то, чем я сейчас занимаюсь, нашел себя в этом. Я не боюсь экспериментировать, рисковать - много учусь. А еще важно учитывать пожелания покупателей. Все слушаю, анализирую, делаю выводы. Раскачка в бизнесе продолжается.
Бизнес на информации
Еще одну жительницу поселка Бибигуль Маутову пандемия вдохновила на открытие собственного бизнеса. В самоизоляцию информационно-цифровые услуги стали особенно популярными как среди предпринимателей, руководителей предприятий разного уровня, так и у селян. Бибигуль быстро подстроилась под веяние времени и открыла ИП в сфере предоставления информационных услуг. Молодая бизнес-леди консультирует по работе государственных порталов, помогает оформить документы, заявления и многое другое.
- Я работала в МФЦ и видела, сколько людей нуждается в консультациях. У гостевого компьютера часто собиралась очередь. Особенно тяжело получать государственные услуги в электронном виде пожилым людям - много таких, кто и компьютер никогда не видел, - рассказывает начинающая предпринимательница. - Однажды во время самоизоляции в МФЦ пришла женщина, чтобы оформить заявления на материальную помощь через портал госуслуг. Как зарегистрироваться на портале, как оформить документы, она не знала. Этот случай и подвиг меня открыть свой кабинет информационных услуг.
Первым ее клиентом стал одноклассник. Он обратился за помощью, чтобы Бибигуль помогла быстро оформить новорожденному ребенку прописку и право на получение социальных пособий.
- Свою жизнь надо строить самой, работать над ее качеством, делать то, что приносит истинное удовольствие, - поделилась Бибигуль Маутова. - Развивая собственное дело, чувствую себя счастливой, с удовольствием спешу на работу даже в воскресенье, время летит незаметно.
Точка зрения
Директор голышмановского представительства фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области» Светлана Смольникова прокомментировала: «Пандемия оказалась периодом возможностей. Когда остальные замерли, увидели крах в такой ситуации и начали паниковать, другие заметили шанс к продвижению, - подчеркнула Светлана Анатольевна. - Я рада за тех предпринимателей, кто смог перестроиться в сложившихся условиях и найти что-то интересное для себя. Бизнес - это всегда риск. Надо быть готовыми к сложностям, не теряться и искать новые пути развития».
Председатель комитета по молодежному предпринимательству «ОПОРА России» Артем Андросов отметил: «Все, что нас не убивает, делает сильнее - это высказывание актуально в том числе для бизнеса. Кто-то сильно пострадал из-за самоизоляции и потерял позиции, а кто-то, наоборот, приобрел. Пандемия ускорила те процессы, которые уже начинались, например, фирмы, которые шли к закрытию, сделали это намного раньше, чем планировали, быстрее пошла цифровизация, сейчас много предприятий переходят в онлайн. Есть те, кто верит, что новая реальность не станет обыденностью, все вернется на круги своя, а есть компании, которые, напротив, научились жить и зарабатывать в новых условиях.
Есть отрасли, которым придется перестраиваться под новые условия. Например, по мнению многих экспертов, чтобы остаться на рынке, кинотеатрам придется преобразоваться, искать новые форматы работы. Скорее всего это больше не будет массовым продуктом, онлайн-кинотеатры вытеснили их. Возможно, пересмотреть формат работы придется и продуктовым гипермаркетам. Пандемия научила пользоваться онлайн-сервисами доставки, многие оценили их удобство. Не зря сейчас практически каждый крупный продуктовый ТЦ организует свои сервисы доставки. В какой-то момент в таком количестве продуктовые гипермаркеты станут не нужны.
В целом бизнес адаптировался под новые условия. В самоизоляцию паника была связана больше с тем, что никто не сталкивался с ранее с подобной ситуацией. Неопределенность пугала, заставляла жить в напряжении. Особенно тяжело пришлось малому бизнесу, у которых от завтрашнего дня зачастую зависит будущее. Если у среднего срок планирования 3-5 лет, у малого нет столько времени - все это создавало панические настроения. Стоит отметить, что хорошо у нас в регионе хорошо поддержали бизнесменов, другое дело, что не все смогли воспользоваться этой помощью в силу разных факторов».
Помогали удержаться на плаву
- Почти 3 млрд рублей осталось в распоряжении налогоплательщиков по итогам 2020 года в результате специальных налоговых мер поддержки бизнеса.
- Около 40 тыс. предпринимателей воспользовались налоговыми мерами поддержки.
- Порядка 700 млн рублей в виде налоговых льгот будет использована налогоплательщиками в 2021 году при расчете годовых платежей за 2020 год.
- 358 арендаторов освободили от уплаты арендной платы государственного имущества (за исключением земельных участков) на сумму 23 179,48 тыс. рублей.
- 11 945 арендаторов на общую сумму 81 128,5 тыс. рублей воспользовались освобождением от уплаты за использование земельных участков.
- 219 микрозаймов на сумму 232 062,6 тыс. рублей было выдано по антикризисным программам.
- 30 поручительств на сумму 39 520, 9 тыс. рублей получили предприниматели в рамках антикризисных мер.
- 100 млн рублей выделили для компенсации части затрат малого и среднего предпринимательства из числа пострадавших отраслей и обрабатывающих производств на уплату процентов по кредитам, полученным в банках в 2020 году.
- На 1 405,23 тыс. рублей заключили 7 договоров с предпринимателями на возмещение затрат.
- 2157 консультаций получили тюменские предприниматели о мерах федеральной и региональной государственной поддержки в условиях пандемии.