16 октября - Всемирный день хлеба. Тюменской области более 400 лет потребовалось для того, чтобы хлебный промысел и выращивание пшеницы стало одним из успешных и прибыльных направлений в агропромышленном комплексе региона. Сюда шли за хлебом еще в девятнадцатом веке и казанские татары, купившиеся на Столыпинскую реформу, и поволжские крестьяне в 20-м веке во время голода, и Центральная Россия в трудное послевоенное время. И каждому находился свой кусок.
Первые землепашцы
Первыми официальными землепашцами на территории нынешней Тюменской области стали крестьяне - выходцы с Северной Двины. Именно этих выносливых, привыкших к морозу и ненастью людей по царскому указу Федора Иоанновича в 1590 году направили «в Сибирь на житие». Принято считать, что с этого указа началась история землепашества на Тюменской земле. И, стало быть, история тюменского хлеба. Местом первых местных пашен стали окрестности села Метелево. Прошло не менее ста лет, прежде чем Сибирь, и в частности Тюмень, начала обеспечивать себя доморощенным хлебом. Из-за нехватки «хлебного жалования» отсюда бежали служивые люди. Тех денег, что щедро платились из царской казны, хватало на все, кроме закупки в должном количестве зерна и муки, которые из Центральной России не всегда удавалось до Сибири довезти в сохранности.
Текутьевское дело
Выращивали вокруг Тюмени рожь и ячмень, как самые морозостойкие и неприхотливые культуры. Собирать урожай пшеницы в промышленных объемах стали только в конце 18-го века. Примерно в то же время появилась присказка: «Сибирь в лаптях не ходит, белым хлебом собак кормит». Хлеб и мука стали основной торговой продукцией, которую наряду с кожевенными товарами расторговывали на промышленной Васильевской ярмарке (по своему размаху она почти не уступала Ирбитской - одной из главных ярмарок дореволюционной России).

В хлебную историю России вошел и тюменский голова Андрей Текутьев, управлявший городом в 1899-1911 годах. Мукомольному производству он посвятил 37 лет жизни, став крупнейшим фабрикантом с миллионными оборотами пудов муки в Западной Сибири. В активе купца Текутьева имелись три фабрики по размолу зерна, четыре парохода с баржами, а также многочисленные торговые лавки на городских улицах. Проезжавший через Тюмень весной 1890 года писатель Антон Чехов, в отличие от местной колбасы, которую он счел никуда не годной и сравнил с собачьим хвостом, измазанным в дегте, местный хлеб нашел очень вкусным. «К чаю мне подают блинов из пшеничной муки, пирогов с творогом и яйцами, оладий, сдобных калачей… Хлеб везде по Сибирскому тракту пекут вкуснейший; пекут его ежедневно и в большом количестве», - отметил Чехов в своих дневниковых записях.
Железнодорожная история
Советское время подарило городу не только звание столицы нефтяного края, но и хлеб... Да-да, тот самый знаменитый тюменский «железнодорожный» хлеб, за которым до сих пор по утрам в магазинах бывает очередь, а те, кто поездил по стране и успел пожить в других городах, возвращаясь на малую родину, первым делом вспоминают тюменский «железнодорожный» хлеб.

Правда, мало кто помнит, что за этим наименованием и уже историческим вкусом стоит своя большая история, начавшаяся в годы Великой Отечественной войны. Тогда в суровых условиях сибирского тыла женщины в железнодорожной пекарне на станции Тюмень пекли особый хлеб - на дровах. Булки были килограммовые, за качество спрашивали строго, ведь на каждом выпеченном хлебе стоял «штамп» рабочей смены. Выпекали всего два вида: белый и ржаной с примесью картофеля или отрубей. В послевоенные годы стали выпекать новый хлеб, но изменился в рецептуре лишь вес выпекаемых буханок - теперь они стали по 600 граммов.
К сожалению, в сентябре этого года стало известно о банкротстве старейшего тюменского хлебокомбината. Знаменитый тюменский «железнодорожный» хлеб тоже может стать историей.
Урожая хватит на всех!
В этом году тюменские аграрии собрали зерновые культуры с небывалой для региона урожайностью в 25 тонн с гектара. Сбор урожая составил 1696,9 тысячи тонн. А местные предприниматели активно развивают культуру хлебопотребления в регионе. Десятки небольших пекарен каждое утро выдают тысячи булок хлеба и сдобы, начиная от традиционных сортов и заканчивая экзотическими вариантами с различными добавками в виде льняной и амарантовой муки, кедровых орехов и так далее. Цена на хлеб ручной работы на порядок выше магазинского: булка самого простого бездрожжевого обойдется в 80-100 рублей против магазинского ценника в 21 рубль за булку белого не нарезного.
Кстати
Единственный в регионе Музей хлеба был открыт в октябре 1983 года в с. Успенка Тюменского района. С тех пор экспозиция Успенского краеведческого музея, рассказывающая о том, как в Сибири сеяли, собирали, мололи и пекли хлеб, - одна из самых популярных. По словам заведующей музеем Ольги Травиной, практически каждый день приезжают на экскурсию тюменские школьники, которым интересно не только услышать историю землепашцев Сибири, но и прикоснуться к той утвари, которая сохранилась и была передана в дар музею от жителей села.

К слову, «новоделов» - экспонатов, похожих на те, что существовали на самом деле в 19-м веке, совсем немного. И квашни, и ступы, и веялки - настоящие, взятые из домашнего обихода тюменских крестьян.

Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть