Примерное время чтения: 12 минут
1163

Бонус 20 рублей, штраф - 500. Как журналист «АиФ» работала автокурьером

Екатерина Скудина, / АиФ - Тюмень

Служба исследований одной из платформ онлайн-рекрутинга провела опрос среди жителей Тюменской области и выяснила, что 43% респондентов собираются искать подработку в ближайшие 3 месяца, а у 15% она уже есть. Между тем один из популярных вариантов дополнительного заработка — работа курьером. Из 1,5 тысяч открытых в регионе вакансий с подработками, 13% — это курьеры.

Журналист tmn.aif.ru решила провести новогодние каникулы с пользой и поработала автодоставщиком.

«Учись сама»

Особенно остро нехватка доставщиков ощущалась в новогодние праздники — спрос превышал предложение. Именно тогда на мой телефон пришла смс-рассылка от одного из популярных сервисов доставки с приглашением поработать.

Курьеры этой компании по заказу клиентов привозят товары из магазинов, еду, лекарства. Почему бы нет, если есть возможность и свободное время, подумала я и перешла по ссылке в сообщении. Заполнив незамысловатую анкету: имя, фамилия, возраст и на чем буду передвигаться, нажала «отправить». Через пару часов со мной связались и пригласили на собеседование.

Офис компании находился в старом неприметном здании. В коридоре толпились порядка 10 человек, некоторые выходили из кабинета сразу фирменными термосумками.

Мое волнение оказалось излишним. Собеседование было чистой воды формальностью и заняло от силы минут десять. У меня еще раз уточнили на чем я буду передвигаться, попросили паспорт, выдали банковскую карту и указали на гору фирменных футболок: «Ищи свой размер».

«И все?» — подумала я.

Но нет, еще сказали скачать приложение, куда будут приходить заказы, выдали термосумку и любезно предложили выйти на линию (то есть начинать доставлять заказы) в тот же день.

«А обучение?» — наивно спросила я .

В ответ я услышала лишь смешок, мол, все в приложении: читай и учись сама. Прежде чем попрощаться, попросили дома скачать на телефон еще одно приложение, чтобы стать самозанятым. Это было самое короткое трудоустройство в моей жизни.

Первые сложности

Как говорится, не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Я нажала в приложении кнопку «выйти на смену». Смены можно выбирать от 1 ночи до 12 часов дня, что в целом комфортно — можно даже совмещать с основной работой.

Программа определила мое местонахождение и выдала на выбор несколько магазинов рядом. Из них предлагалось забрать доставку, если будут заказы по этим адресам. Я выбрала ближайший супермаркет и поехала к нему. В дороге «упал» первый заказ и в приложении сразу обозначилась сумма моего заработка. Итак, 100 рублей я зарабатывала гарантированно. Но еще были бонусы за расторопность: около 20 рублей обещали накинуть за быстрое прибытие на точку, порядка 15 рублей за скоростную сборку заказа и 20 рублей за то, что доставлю его вовремя. Получить бонусные рубли можно только при выполнении условий, поэтому я решила попробовать себя в роли суперкурьера.

Примчавшись на место, отметилась в приложении. На балансе тут же высветились 120 рублей.

«Отлично, дело пошло!» — обрадовалась я, но не тут было.

Собрать заказ оказалось непросто. Это при покупках для себя можно менять один бренд на другой, взять подороже, если нет подешевле, или отказаться вовсе. Тут же все строго по списку: название товара, стоимость и все остальное. Найти на прилавках именно эти товары оказалось тем еще квестом. Приходилось не раз обращаться к сотрудницам магазина, чтобы помогли найти нужную позицию. К слову, на скоростную сборку заказа дается от 5 до 8 минут, в зависимости от количества позиций в корзине. Поэтому премию за быстрые покупки я провалила с треском.

Найти нужный товар - тот еще квест.
Найти нужный товар — тот еще квест. Фото: АиФ/ Евгения Гаева

Оплачивала заказ с той карты, которую при трудоустройстве мне выдали в офисе. Схема такая: когда клиент делает заказ, деньги списываются с его карты и приходят на ту, что у меня. Никаких «лишних» денег на этой карте нет и оплатить с нее свои покупки не получится.

Выкупив заказ, я скорее запрыгнула за руль и помчалась к клиенту. На кону были бонусные 20 рублей за своевременную доставку.

В дом долго не удавалось попасть — домофон молчал, а по номеру телефона никто не отвечал. В подъезд зашла с кем-то из жильцов. Оказавшись у квартиры, долго стучала, но снова тишина. Пришлось оставить заказ под дверью и сделать фото — доказательство того, что он был доставлен.

Первый заказ я выполнила и с гордостью получив свои 140 рублей, отправилась выполнять остальные.

Подождать 1,5 часа

После 3-4 заказов почувствовала сильную усталость. Оказалось, постоянно находиться в режиме «турбо» ради дополнительных 20-30 рублей довольно непросто. Сборка заказа была настоящей нервотрепкой. Например, в магазинах могло не оказаться нужной позиции, приходилось звонить клиенту, чтобы подтвердить замену на похожий товар или вовсе убрать его. Но не всегда клиенты шли навстречу.

«И что, вы не можете поехать в другой магазин? Мне нужны круассаны именно этой фирмы, отказываться я не буду, придумайте что-нибудь», — слышала я от недовольных заказчиков.

И нет, поехать в другой магазин курьер не может — только в тот, что выбрало приложение. Иногда нервы сдавали, и я отменяла позицию у себя в приложении — пусть потом разбираются с поддержкой.

Особо изощренный вид издевательства в работе курьера— это весовые товары. Например, человек заказал килограмм бананов. Хорошо, если в торговом зале есть весы, а если они только на кассе, вес продукта — всегда сюрприз. Не страшно если перевес, продавец сам убирает лишнее, а вот если недовес, бежишь в зал за еще одним бананом. Для продавца и покупателей, стоящих в очереди, в этот момент ты превращаешься в объект ненависти. Тебя испепеляют взглядами, полных укора и осуждения, а ты бы и рада купить не килограмм, а 700 граммов бананов, но не можешь.

Курьер не может купить 700 граммов бананов вместо заказанных килограмма.
Курьер не может купить 700 граммов бананов вместо заказанных килограмма. Фото: АиФ/ Наталья Пащенко

Спустя пару дней работы, мне начали приходить заказы не только из магазинов, но и из кафе. Их плюс в том, что не нужно как угорелая бегать по торговому залу в поисках товара. Главное — довезти в целости и сохранности, чтобы ничего не пролилось.

Штраф н-н-н-нада?

Первые дни января выдались в Тюмени снежными, поэтому о бонусах за быстрое прибытие и доставку пришлось забыть. Чисто физически было невозможно их выполнить, во многие дворы не проехать, поэтому приходилось тащиться по сугробам с весьма тяжелыми сумками. А если в доме не работал лифт, получалась незапланированная кардионагрузка. Так, мне пришлось пешком доставлять на пятый этаж арбуз и дыню, а помимо них был еще и основной заказ.

Клиенты обращались в службу поддержки по любой проблеме. Мне пару раз звонили, чтобы уточнить, когда я буду, клиент заждался. Тогда я поняла, насколько люди избалованы сервисом — на более чем 5 минут я старалась не опаздывать, а если и задерживалась, то из-за пробок или снежных преград.

За быструю доставку заказа доплачивают 20 рублей.
За быструю доставку заказа доплачивают 20 рублей. Фото: АиФ — Тюмень/ Екатерина Скудина,

К обращениям заказчиков в сервисе относятся трепетно, чего не скажешь об отношении к курьерам. Так, в одном из магазинов заказ собирали сборщики. Когда я приехала за ним, мне сообщили, что ждать еще 1,5 часа. В это же время в приложении светилось предупреждение, что у клиента я должна быть через 15 минут. Как? Обратилась в службу доставки. Но мое сообщение проигнорировали. Тогда я сама отменила заказ и ушла из магазина.

И, конечно, за такое самоуправство есть штрафы. На них в сервисе более чем щедры, варьируется денежное наказание от 500 до 1500 рублей, в зависимости от провинности. Например, ушел пораньше со смены — штраф, из-за сбоя в приложении не получилось принять заказ — штраф, а если клиенту показалось, что с его заказом что-то не так, даже если это вина магазина, — получите штраф и распишитесь. Однажды у меня сломалась машина, я не то, что доехать за заказом не могла, а даже добраться до дома.

«Хорошо, мы снимем вас со смены», — ответили мне в поддержке спустя полчаса, а потом в приложении я увидела штраф в 500 рублей за «уход со смены». К слову, доказательства того, что автомобиль не на ходу я предоставила, но это мало кого волнует.

На третий день моей работы после очередного заказа машина снова не завелась. Опять штраф, опять моя вина. Я подумала и сообщила, что работать я больше не буду. Удалила приложение и больше на смены не выходила.

Позже я узнала, что в сервисе настолько большая текучка, что они не следят, кто уволился, а порой даже не знают, кто трудоустроен. В память об этом опыте у меня осталась термосумка, а честно заработанные за 2 дня 1 800 рублей я давно потратила.

Напомним, ранее наш журналист пробовала работать в колл-центре, искала брендовую одежду в секонд-хенде и пыталась похудеть к Новому году.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах