Между пассажирами и таксистами все чаще стали происходить конфликты, поэтому в сфере перевозок решили навести порядок. На фоне новых законодательных требований часть тюменских таксистов остались без работы — агрегаторы лишают их заказов, штрафуя за выход на линию. Подробнее — в материале tmn.aif.ru
Отпуск не по графику
«Шашечная» сфера услуг — одна из самых востребованных и нестабильных. Пассажиры с небывалой регулярностью жалуются то на высокий тариф, то на долгое ожидание машины. Таксисты же, в свою очередь, негодуют по поводу новых правил для перевозок.
Данил Савельев (имя и фамилия изменены, — Прим.ред.), бывший сотрудник крупного агрегатора, поделился с журналистом tmn.aif.ru, что на этот раз причной недовольств стали высокие требования, которые лишили некоторых таксистов «куска хлеба» в предновогоднее время.
«Бывшие коллеги стали жаловаться на вынужденный отпуск. Причиной тому стал новый закон обязывающий всех таксистов зарегистрироваться в Федеральном реестре (он был принят еще в 2023 году, в реестр заносится вся информация о водителе и его авто. Это должно повысить уровень прозрачности отрасли. — Прим.ред.). Чтобы попасть в список и получить разрешение на перевозку, уходит около месяца, а то и больше. Без этого таксисты не могут выйти на линию — агрегатор их штрафует. Многие вынуждены сидеть дома или искать подработку», — рассказывает Данил.
Также тюменец отметил, что работа за баранкой давно перестала быть «халтурой». Многие выбирают эту профессию как основную. Поэтому ситуация с бумажной волокитой существенно отразилась на доходе водителей.
«Безопасность пассажиров в приоритете. Но и среди попутчиков немало агрессивных людей. Кто будет защищать водителя, если ему в очередной раз захотят дать по морде просто так? Допустим, я пройду все формальности, но что взамен? Для нас ничего не меняется, разве что проблем больше станет. Думаю, со временем большинство уйдет в „серую“, и мы вернемся к такси от бордюра», — говорит Данил.
В Главном управлении строительства Тюменской области объяснили, почему оформление документов занимает так много времени.
«Ранее нами был сформирован отдел, который занимается непосредственно такси. С осени 2023 по сентябрь 2024 год поступило около 7500 заявок, в месяц их было 500–700 шт. С этим объемом мы справлялись. Сегодня же мы наблюдаем удвоение, а то и утроение заявок на внесение данных в реестр. Например, за ноябрь отдел зафиксировал более 2 тыс. заявлений в сфере такси. Поэтому время ожидания выросло с 5 рабочих дней до 20–23», — уточняют в ведомстве.
С каждой поездки агрегатор берет с таксиста некий процент за предоставления услуг сервиса. Раньше он не превышал 5%, однако сегодня он составляет от 18 до 30%. Таким образом некоторые агрегаторы подталкивают водителей получать разрешение на перевозку пассажиров. Эта санкция и стала причиной нахлынувшего потока обращений в ГУС. Правда, почему многие тянули до последнего и как они работали без лицензии — загадка.
Ситуация с документами усложнилась и тем, что многие таксисты стали подавать заявки повторно - сначала через портал Госуслуг, а потом и лично.
«Из-за этого опять-таки возникает очередь. Сотрудники не могут сразу определить, что несколько заявок поступили от одного и того же человека. Все они фиксируются и проверяются — на это уходит время. Мы делаем запрос в ГИБДД по поводу автомобиля, на котором таксист будет перевозить пассажиров, а также утоняем информацию, чтобы у водителей не было судимости», — комментирует пресс-служба Главного управления строительства региона.
Многие таксисты негативно высказались о переменах в их индустрии, призывая коллег игнорировать новые правила «игры».
«Надо было месяц подождать, и сами бы пассажиры взвыли. Им же пришлось бы бегать по автобусным остановкам», — пишет Сергей Смирнов.
«Ни нашим, ни вашим»
Между тем активные пользователи такси не видят положительных изменений. Тем более что с каждым днем цены на услуги становятся космическими.
«Да, на бумагах все будет чисто, а по факту? Крупные предприятия по перевозкам пассажиров набирают себе в штат нелегалов, которые даже два слова связать не могут. Мало того, они еще и в городе не ориентируются, на каждом светофоре приходится объяснять, куда ехать, чтобы в пробку не попасть. Цены как брали с потолка, так и берут. Сегодня вообще непонятно, как на рынке формируются ценник на услугу. Поездка в одном приложении может стоить 300 рублей, а в другом — 700. У нас, как всегда, решают не те проблемы...» — сокрушается тюменка Алина Маятник.
Кроме того, местные жители негодуют по поводу резкого вождения, навязчивых разговоров и отсутствия детского кресла.
«С тех пор как ему исполнилось 7, я столкнулась с множеством трудностей из-за детского тарифа: автокресло в большинстве случаев не соответствует размеру моего ребенка, хотя четко указано, что это „бустер“. Каждый раз приходится ругаться с водителем и перезаказывать. Часто сталкиваемся еще и с тем, что таксист всю дорогу разговаривает с кем-то по телефону или видеозвонку с какими-то родственниками из Таджикистана. Где здесь ужесточения, про которые все пишут — не понимаю», — делится женщина в социальных сетях.
Раздражает многих горожан и то, что таксисты «ленятся» доехать до указанной точки или вовсе ставят их на счетчик ожидания, не доехав до клиента.
«Вызвала себе машину до аэропорта и спустилась на улицу с тремя тяжелыми чемоданами. Ждала, пока приедет такси, но его все не было. В навигаторе было видно, что машина встала у соседнего корпуса и уже меня ожидает. На звонки таксист не отвечал, сам не перезванивал. Времени заказывать другой транспорт не было — пришлось ковылять до него пешком. Такое уже не первый раз. Постоянно оправдываются тем, что навигатор не туда завел», — вспоминает Екатерина Бехтеева.
Разногласия между пассажирами и таксистами порой продиктованы взаимным неуважением. Ровно с того момента, как появилось сфера перевозок, у обеих сторон возникают неуемные требования: одни хотят денег и уважения к своему труду, другие — получить высококачественное обслуживание за незначительную плату. Если обращаться к канонам маркетинга, то клиент всегда прав, однако, как показывает практика и новостные ленты, не все так однозначно.