Олегу Воробьеву 67 лет, последние семь из них он работает в тюменском такси. Опытный водитель рассказал нашему изданию, почему остается верен профессии, и чем отличаются водители такси и их пассажиры в прошлом и сейчас.
Олег, вы много переезжали по СССР. Расскажите, с чем это было связано?
— Я родился в Киргизии. Так сложилось, несколько лет проработал в Венгрии. Купил там «Волгу» и в 90-м году перегнал ее во Фрунзе. Проехал пол-Союза, такой маршрут был. В 1995 году переехал в Томск. Сейчас там, в нашей квартире, живет дочь. Я женился и теперь живу в Тюмени.
Как давно вы пришли работать в такси?
— Моя дочь после школы поступила в университет на платной основе. Нужно было оплачивать учебу. Я тогда уже вышел на пенсию. В таком возрасте куда-то устроиться, где более-менее платят, проблематично. Плюс я не хочу работать от звонка до звонка и на дядю. И я нашел наилучший вариант для себя - пошел в такси. Как раз в городе появился новый автопарк — Ё-такси. С тех пор и работаю.
Мне понравилась постановка работы: это серьезное предприятие, обязателен осмотр, механики, служба безопасности, дисциплина... Машины новые. Я проработал некоторое время, это было еще в Томске, и забрал машину, на которой работал. То есть я на нее заработал, получается
Кем вы работали до такси?
— Я руководитель среднего звена, за свои годы много где пришлось поработать. И в пищевой промышленности, и на заводе резиновой обуви. Последнее, перед пенсией, — частная фирма по производству фильтрующих материалов для воды. Но в такси я работал и в советское время. В 1980-м году томский автопарк решился на такой эксперимент. Набрать группу молодых людей и вырастить для себя кадры для работы в такси. Нам, 20 людям, в течение нескольких месяцев выплачивали стипендию. Мы выпустились, я отработал где-то два года и ушел. Работа в те годы была немного не по мне: предложили более оплачиваемый монтаж сушильных комплексов по колхозам и совхозам.
Олег, а вы можете сравнить работу в такси тогда и сейчас?
— Сейчас работать гораздо проще благодаря агрегаторам, клиентов не приходится искать самостоятельно. Сейчас мне нравится больше.
Раньше такси было для элиты?
— Я бы не сказал. Я сам в студенческие годы иногда ездил на занятия. У меня от общежития до университета было порядка 50 копеек. Но при зарплате 80-100 рублей такая стоимость ощутима. Троллейбус был 5 копеек. Сейчас же студенты на занятия едут, садятся вчетвером — и им на четверых, скинувшись, дешевле, чем на маршрутке выходит от общежития до университета.
Сколько планируете еще работать?
— Меня все устраивает. Это и разминка для мозгов, и все же не мешки с цементом таскаю. Если возрастного ограничения не будет — так и продолжу работать. С одной стороны, на пенсии нужно отдыхать, с другой — зачем сидеть и зарабатывать себе болячки.
Сами путешествуете?
— Да, в прошлом году свозил жену на родину, на Иссык-куль. В свое время в Европу на машине съездил. Не зная языков, по навигатору. Всему научился.
Чем гордитесь в работе?
— Бывают случаи, что человек опаздывает, и ты, зная город, проездные места привез его вовремя. И человек доволен, и мне приятно.
Вы опытный водитель. Есть какие-то трогательные, запоминающиеся истории?
— Был интересный случай — пассажир забыл в машине кий бильярдный. Уже поехал к другому клиенту, и увидел его. После поездки я в кафе зашел, где высадил прошлого пассажира, он так смотрит, я говорю, вот, вы забыли. Он говорит, подождите, достал пять тысяч и дал мне. Чаевые частенько оставляют.
А как бытовые удобства?
— Обедаю я дома. Полежу, отдохну — и поехал. Иногда в кафетерии заезжаю, кофе беру.
Остается время на какие-то еще хобби?
— Я люблю читать, когда есть время свободное. Путешествия еще можно назвать. Здесь, в Тюмени, и в Тобол съездил, и в монастырь, зимой — на горячие источники отдохнуть на пару дней. Бывает, свозишь пассажиров на красивое место, на озеро, и понимаешь, да, сюда с семьей можно приехать. Так с помощью людей и красивые места узнаю, и прибавку к пенсии неплохую получаю.