Более 20 лет в Тюмени собирают самолеты-амфибии. В небольшом цеху под руководством главного конструктора Сергея Карпова было выпущено 20 легкомоторных летательных аппаратов. Корреспондент tmn.aif.ru поговорила с главой конструкторского бюро и узнала, насколько тяжело работать под санкциями, и кто сейчас покупает самолеты-амфибии.
Под заказ
В производственном ангаре «Орион-Авиа» стоят корпус и детали нового самолета. Практически 90% из них произведены там. Какие-то сложные элементы, требующие специальной обработки, заказывают у партнеров в Тюмени, например, на моторном заводе. Но важные составляющие, такие как двигатели и колеса все-таки приходится закупать за границей.
«У нас нет резины нужного размера, ее просто не производят. Раньше с покупкой за границей никаких проблем не было, так как рынок был глобальный. Нужное мы могли найти в интернете, либо у наших поставщиков. Сейчас с этим стало сложнее, приходится искать и выкупать поштучно», - добавляется Сергей Николаевич.
Производить двигатели для легкомоторных самолетов, по словам авиаконструктора, в России невыгодно, так как потребность в них на рынке невысока. После введения санкций моторы в бюро покупают либо по параллельному импорту, либо аналоги, произведенные в Китае.
«Делиться технологиями со всем миром – нормальная практика. Так, например, даже автомобильные двигатели производят с деталями из разных стран. В новый самолет мы поставим китайский аналог двигателя», - говорит Сергей Николаевич.
Помимо проблем с покупкой деталей, появились и финансовые. Сложнее стало оплачивать покупки в других странах, а цены на некоторые материалы существенно выросли. Например, эпоксидная смола, алюминиевые сплавы и стеклоткань, бензин, оплата труда и коммунальных услуг подорожали примерно в два раза.
Решает заказчик
Каждый самолет уникален и производится под требования и нужды заказчика, который сам решает, насколько он готов вложиться в транспорт. Стоимость базовой амфибии начинается от 20 млн рублей. Вместимость летательного аппарата – 4 человека, скорость – 220 км/ч.
Несмотря на сложности, по словам Сергея Николаевича, спрос на самолеты только вырос.
«Точно не знаю, с чем это связано, возможно, из-за того, что перестали завозить американские Cessna. Может быть, из-за того, что гидросамолеты за границей практически не выпускают. Они переделывают сухопутные в амфибии, путем установки поплавков», - говорит Сергей.
Основные конкуренты «Орион-Авиа» – самарские производители амфибий. Сергей Николаевич отметил, что клиентов стало больше и у них.
Сегодня основная проблема тюменских производителей самолетов-амфибий, как ни парадоксально, – спрос. Производство не было рассчитано на такое количество заказов, поэтому мастерам не хватает рук и оборудования.
«Сначала я даже отказывал некоторым заказчикам. Сейчас уже пытаюсь искать какие-то возможности, чтобы удовлетворить весь спрос. Недавно заказали сразу два самолета, но у нас в производстве сейчас находятся уже две амфибии, поэтому надо придумать, как еще эти заказы взять в работу, расширить производство», - рассказывает Сергей Николаевич.
Небесный туризм
Покупают амфибии в большинстве своем для личных целей, туризма или работы. Заказывают в основном жители России. На тюменских «крыльях» летают в Москве, Забайкалье, в Челябинской области, на Чукотке. Скоро самолеты полетят в Вологде.
«Как-то амфибиями заинтересовались турки и захотели локализовать производство у себя. Предлагали вложиться в этот бизнес, но я не увидел в этом перспективы. Договориться не удалось», - говорит главный конструктор.
Сергей Николаевич думает о расширении производства. Рядом с основным цехом уже построили новый ангар для летательных аппаратов. Поступают предложения и от новых изготовителей деталей. Но главная мечта Сергея Николаевича – авиатуризм. Он надеется, что когда-нибудь будет показывать красоты региона с высоты птичьего полета.