Одни из немногих, кто не потерял прибыль во время пандемии, а даже преумножил ее, - это продуктовые магазины и службы доставки еды. Корреспондент «АиФ-Тюмень» узнала, насколько увеличилась выручка и как надолго у тюменцев хватит запаса финансов на покупку готовой еды.
Жесткая экономия
Из-за ограничений серьезно страдает весь бизнес, но пищевая сфера пока удерживается на плаву.
«Я открыла продуктовый магазин в январе этого года и планировала выйти на определенный объем продаж только через год. Но из-за самоизоляции доход начал расти большими темпами, и за четыре месяца планка была взята, прибыль выросла в 4-5 раз, - рассказывает предприниматель Ирина Мелихова. - Но сейчас пошел спад, люди начали экономить, чаще берут большие пачки, выгодные в цене, или выбирают дешевые марки».
Радость Ирины не разделяет многодетная мать Ксения Сапожникова, потому что все средства, даже отложенные на отпуск, ушли на продукты. Теперь семья из пяти человек три раза в день ест дома, а не как раньше: старшие дети - в школе, младшие - в саду, родители - в кафе или в столовой на заводе.
«Сначала мы даже заказывали доставку еды, покупали сладости. Но отложенные деньги уже заканчиваются, я не представляю, на какие средства мы будем жить дальше. Уже неделю живем в режиме жесткой экономии», - комментирует женщина.
По словам руководителя одной из фирм доставки Романа Соболева, в начале апреля было много заказов, приходилось даже менять график работы поваров, чтобы успевать готовить все. Потом желающих становилось все меньше, а теперь лишь единичные звонки.
Директор инвестиционной компании Андрей Гребенкин говорит, что те, кто занимается консультированием по планированию семейного бюджета, всегда советуют создавать себе финансовую подушку. Чтобы в подобных ситуациях был запас средств, на который можно прожить в трудной ситуации.
«Отложенные деньги у тюменцев были, но они стремительно заканчиваются, уверен, это чувствуют на себе многие сферы бизнеса. Уже сейчас платежеспособность граждан начинает снижаться. И то, что происходит сейчас в регионе и в стране, подтолкнет людей экономить, создавать себе денежный задел, интересоваться финансовой грамотностью и искать дополнительные источники дохода», - отмечает Андрей Гребенкин.
Проверка бизнеса
Но если одни держатся на плаву, то у других ситуация грозит перерасти в катастрофу. Например, одна из тюменских сыроварен бьет тревогу.
«Мы остались без доходов, нечем платить фермерам за молоко. Если мы не будем его оплачивать, то владельцы вынужденно пустят стадо под нож! Иначе хозяйство все равно погибнет, но уже от голода, - говорит Александр Арбатский, представитель ингалинской сыроварни. - Эпидемия когда-то закончится, но воскресить скот, способный давать сыропригодное молоко, невозможно».
Чтобы спасти ситуацию, предприниматели хотели занять средства в банках, фондах и у инвесторов. Но попытки не увенчались успехом, поэтому жителей региона просят не перечислить деньги на карту, а просто купить сыр. Пост с такой просьбой Александр разместил в соцсетях, и призыв сработал. «Люди отзываются и заказывают. Пока лишь понемногу платим фермерам», - говорит представитель сыроварни.
По словам Андрея Гребенкина, ситуация с «Ингалой» показывает, что выживает в тяжелых условиях лишь сильнейший, кто смог адаптироваться к тяжелым условиям, своеобразная проверка бизнеса на прочность. Эксперт уверен, что сыровары сумеют приспособиться и компания и дальше будет радовать тюменцев своей продукцией.
«Я знаю множество компаний, которые смогли не потерять большинство своих покупателей даже в таких условиях. На плаву остались те, кто дружит с онлайном и интернетом, кто смог организовать доставку товаров на дом. Например, я сам покупают сыры через группу в соцсети, так они доставляют продукты только через неделю, потому что не успевают развозить весь объем заказов. Знаю также, что бизнесмены практикуют бесконтактную доставку до подъезда и квартиры, причем делается это не за счет покупателя. Т.е. люди смогли договориться, найти решение. Здесь главное иметь в штате сотрудников, специализирующихся на работе компании в интернет-пространстве, грамотные маркетологи смогут организовать продажу и на удаленке. Тяжелые времена пройдут, а дополнительные каналы продаж останутся с вами!», - говорит он.
Таким путем пошли и продавцы меда и продуктов пчеловодства из села Лугового. Это семейное дело Виктора и Натальи Черненко, теперь они проводят свой рабочий день не в дегустационном шоу-руме, а на пасеке с телефонами и ноутбуком.
«С начала апреля перешли полностью на работу в Сети, много пишем, отвечаем покупателям, чтобы ни одного человека не потерять. Погружены в смартфоны по 20 часов в сутки, но зато отдача есть. А заказы муж сам развозит, так выгоднее», - рассказывает Наталья.
Факты
- Агрохолдинг «Юбилейный» передал 1,2 тонны колбасы, круп и пельменей малообеспеченным тюменцам и медработникам Областной клинической инфекционной больницы.
- Роспотребнадзор проводит обследование предприятий, которые возобновили работу с 13 апреля. У некоторых выявлены нарушения, сделаны замечания.
- УФАС по Тюменской области зафиксировало снижение цен на бензин и дизельное топливо в регионе: АИ-92 - на 0,6%, АИ-95 - на 1%.