Примерное время чтения: 6 минут
813

Лики святых были вырублены топорами. Как восстанавливали Троицкий собор

Свято-Троицкий монастырь в Тюмени.
Свято-Троицкий монастырь в Тюмени. / Игорь Сабаталов / АиФ

После возвращения храма верующим в 1996-м, первые восстановительные работы прошли в начале нулевых. Когда два года назад в собор зашли реставраторы, стало ясно, что не только время повредило композиции, но и сами люди. Пули на стенах, выдолбленные обухами куски икон - это то, с чем столкнулись мастера. Как проходило восстановление - в материале «АиФ-Тюмень».

Последствия варварства

В 1923 году монастырь был закрыт по приказу большевиков. Представители новой власти устроили в соборе акцию устрашения, испортив почти все, что там было. После этого объект передавался из рук в руки: то под хранение документов, то под склады. Могилы на территории собора уничтожались, а останки передавались в антирелигиозные музеи. Лишь спустя сорок лет храм получил статус памятника архитектуры, тогда и началась реставрация.

«Над одной экспозицией пришлось хорошо поработать. Когда мы пришли, у святого топором были вырублены глаза и кисти - те места, которые даже реставраторам трогать нельзя. Стреляли в изображения, в стены, в иконы - следы вандализма были повсюду, собирали как мозаику», - рассказывает главный инженер «Дизайн-2000» Евгений Давыдов.

Как пояснил пресс-секретарь Тобольско-Тюменской епархии отец Григорий, большевики стреляли, выколачивали части икон, выказывая таким образом свою атеистическую позицию.

Досталось буквально всему. Пострадало даже изображение диаметром шесть метров на куполе храма. По словам Евгения Давыдова, чтобы попасть в цель, нужно было постараться, скорее всего, стреляли лежа. Так же непросто было достать до него для исправления последствий.

Изображения на куполе.
Изображения на куполе. Фото: АиФ/ Игорь Сабаталов

Работа с нуля

«Никой сохранности не было. Изображения восстанавливали из ничего. Видно, что нынешние канонические композиции сильно отличаются от первозданных высокохудожественных, которые были здесь до нашего прихода. Повторить сейчас такое невозможно, восстановить удалось только сам сюжет», - говорит Евгений Давыдов.

Внутри собора.
Внутри собора. Фото: АиФ/ Игорь Сабаталов

По словам специалиста, при восстановлении в начале нулевых нанимали артели. Приезжали даже из-за границы, например, из Украины. Но в ту пору реставраторы успели сделать ошибки. Исправлять их пришлось целых два года параллельно с работой по восстановлению изображений, стен и куполов. Например, на одной из икон была фактическая неточность. Нашелся архивный снимок, на котором лик святого смотрит в другую сторону. На помощь приехал московский мастер, ему хватило получаса, чтобы развернуть лицо.

«Есть поговорка у мастеров: «Если не можешь сделать хорошо, то оставь как есть. За тобой придут и доделают», - говорит Давыдов. - Такое бывает, когда испорченные иконы замазывают толстым слоем побелки или известки, чтобы скрыть следы разрушения от глаз прихожан».

Методом тыка

Понять, что скрывают стены, реставраторам помогает зондаж - снятие скальпелем слоев штукатурки. Так была найдена «Троица».

Один из прибывших специалистов, как рассказал Евгений Давыдов, после первого бура сразу понял, что за икона скрывается под штукатуркой, и убедился в этом, точно отмерив расстояние от первой точки и сделав повторную пробу.

«Я бы так сказал, у художников-реставраторов самая кропотливая работа на свете. Одну картину они только чистили полтора месяца. И еще столько же времени ушло на саму работу, чтобы освежить написанное», - пояснил Евгений.

Сложность заключается и в том, что эти работы монументальные, то есть выполненные на стене. Снять и унести их на детальную проработку в мастерскую не получится.

Одна из икон в храме.
Одна из икон в храме. Фото: АиФ/ Игорь Сабаталов

Порой специалисты находили в храме места, где должны были быть изображения, однако икон там не оказалось. Так в соборе появился новодел, одобренный епархией.

Новодел, который сделан в процессе реставрации.
Новодел, который сделан в процессе реставрации. Фото: АиФ/ Игорь Сабаталов

Сложность при реставрации была и с тем, что пару столетий тому назад для строительства использовали материалы, которые тяжело поддаются реставрации. Поэтому, как говорит главный инженер, подходить к работам нужно было с умом. Например, при осмотре найдена композиция, выполненная не как в наше время - по штукатурке, а по обмазке поверх кирпичной кладки. Для его восстановления тоже понадобился особый подход.

Несмотря на то, что реставрация закончена, прекращать работу над поддержанием состояния храма нельзя. Собор был сделан на совесть и простоит еще не один век, но ущерб и от годов простоя, и пуль большевиков был нанесен значительный.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах