Покупать сейчас? Как повышение утильсбора скажется на стоимости автомобилей

Недавно стало известно о возможном повышении налога на утилизационный сбор автомобилей с 1 октября 2024 года. Пока Минпромторг России не принял окончательное решение, но новость о грядущих переменах уже сказалась на автомобильном рынке. Многие покупатели, опасаясь роста цен на машины, стремятся успеть купить железного коня по текущей стоимости. Подробнее – в материале «АиФ» в Западной Сибири».

   
   

Покупали и будут покупать

Согласно проекту Минпромторга, утилизационный сбор для импортных автомобилей с двигателями объемом от 1 до 2 литров значительно увеличится. Если сейчас он составляет 300 600 рублей, то в ближайшем будущем может вырасти до 556 000 рублей. К 2025 году планируется дальнейшее повышение сбора до 667 000 рублей.

Для транспорта с движками объемом от 2 до 3 литров утильсбор в 2024 году может составить 1 563 000 рублей, а в 2025 году вырастет до 1 875 600 рублей. В отношении машин с двигателями от 3 до 3,5 литров утильсбор в текущем году, возможно, увеличится до 1 794 600 рублей, а в следующем – до 2 153 400 рублей.

На автомобили с объемом движка более 3,5 литров утильсбор составит 2 284 750 рублей, а в 2025 году вырастет до 2 742 300 рублей.

Повышение утильсбора автоматически подтянет за собой рост стоимости машин, и без того заоблачные цены на автомобили станут еще недосягаемее. Генеральный директор группы компаний «Дина» Иван Михайлов подтверждает опасения потребителей, отмечая, что новые автомобили станут менее доступны большинству потенциальных покупателей. Однако, несмотря на цены, спрос на машины растет, как и продажи.

«Я склонен доверять цифрам, а они говорят нам о том, что год от года общие совокупные продажи легковых автомобилей растут. С января по июль текущего года уже продано 850 тысяч новых легковых автомобилей, что почти на 70% больше, чем за тот же период прошлого года. При этом средняя стоимость нового китайского автомобиля в России в этом году выросла на 150 000 рублей. Это говорит о том, что люди покупают и будут покупать новые автомобили, даже в условиях постоянного роста цен. Пока на складах большое количество автомобилей 2023 года, за счет них средневзвешенная стоимость на новые авто будет какое-то время держаться на прежнем уровне», – говорит эксперт.

Тем не менее повышение стоимости автомобилей повлечет за собой неприятные для рынка последствия. Цены на некоторые китайские машины могут перешагнуть психологически приемлемый барьер и стать неоправданно высокими. Как итог, эти модели перейдут в другой, более высокий сегмент, но соотношение стоимости и качества будет уже не столь привлекательно для клиентов.

   
   

«Вероятно, нас ждет сокращение модельных рядов. Выбор машин уменьшится. Компании сосредоточатся на нескольких самых популярных моделях и будут от себя предлагать покупателям спецпредложения, которые компенсируют часть повышения утильсбора, – говорит Иван Михайлов. – Драматического снижения спроса после увеличения утильсбора я не прогнозирую, но его объем явно снизится».

По словам эксперта, спрос в ближайшие время резко не изменится, но активность в продажах уже возросла. Новости о повышении цен всегда подгоняют потребителей к более быстрому принятию решений.

«Совет у меня не меняется уже много месяцев к ряду: лучшее время покупать автомобиль – сейчас. Если он нужен, то берите, никаких предпосылок для снижения цен на автомобили в ближайшие годы не появится», – говорит Иван Михайлов.

Подержанные по цене новых?

По данным автомобильного сайта «Дром», по сравнению с 2023 годом вторичный рынок автомобилей за последние полгода показал существенное подорожание, на что есть несколько причин. Так, например, Япония ввела ограничения на экспорт в Россию легковых автомобилей с объемом двигателя от 1,9 литра. Это сократило поставки подержанных автомобилей из Страны восходящего солнца, которые составляют значительную часть импорта, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири. Также в июле прошлого года значительно увеличился утильсбор: на 68% – для автомобилей экономкласса, почти втрое – для машин средней ценовой категории, в 2,2 раза – для люксового сегмента. Существенно на рост цен повлиял и курс рубля, который снизился на 33%.

Очередное возможное повышение утильсбора коснется и рынка подержанных автомобилей. Представитель компании «Без пробега» Данил Терещенко объяснил, что подорожание вторичного рынка – это закономерный процесс, сопряженный с увеличением цен на новые автомобили.

«В сегменте б/у автомобилей потребители, как правило, не используют кредиты и не готовы платить по завышенным ценам, поэтому дополнительные 200 000 рублей станут серьезным препятствием для покупки», – поясняет эксперт.

Приведет ли повышение утильсбора к увеличению продаж подержанных машин, прогнозировать сложно. Как отмечает Данил Терещенко, либо все останется на том же уровне, что и сейчас, либо спрос увеличится, но незначительно. Ведь если покупатель готов выложить все сбережения и купить машину, он предпочтет приобрести новое авто, чем подержанное.

Эксперт подчеркивает, что коммерческий утильсбор, который обязаны платить перекупщики при ввозе автомобилей в Россию, практически погубил этот бизнес.

«Рынок подержанных иномарок в России практически замер, и люди, которые раньше занимались этим бизнесом, остались без работы», – комментирует Данил Терещенко.

Зарабатывать стало сложно не только на перепродаже подержанных автомобилей, но и новых.