Криминогенная ситуация в регионе, личная безопасность в общественных местах, на улицах городов и сел, в домах и квартирах -одна из тех проблем, которые очень волнуют тюменцев.
Насколько высок уровень преступности в нашей области, готовы ли правоохранительные органы защитить покой жителей региона, кто следит за соблюдением законности самой полиции? Об этом корреспондент «АиФ-Тюмень» поговорил с председателем Общественного совета при УМВД России по Тюменской области Александром ПЕТРУШИНЫМ.
Почувствуйте разницу
Юрий Пахотин, «АиФ-Тюмень»: Александр Антонович, в последние годы мы постоянно слышим, что в нашей области снижается количество преступлений, повышается их раскрываемость и т. д. И вдруг по всем федеральным телеканалам со ссылкой на доклад Генпрокуратуры России звучит информация о том, что по итогам первого полугодия 2017 года наша область вошла в десятку самых криминальных регионов страны, заняв седьмое место в этом рейтинге. Что случилось, с чем связан такой взрыв преступности в регионе?
Александр Петрушин: Меня тоже поначалу удивила эта информация, но, как только прозвучали цифры о количестве зарегистрированных преступлений в регионах, я все понял. Никакого «взрыва преступности» у нас не было. Дело в том, что мы с вами живем в сложнопостроенном субъекте Федерации. Автономные округа Югра и Ямал входят в состав Тюменской области, но их органы внутренних дел, как и органы власти, самостоятельны, не подчиняются Тюмени и выходят прямо на Москву. У них своя отчетность и статистика. Поэтому у меня возник один вопрос: знают ли географию, административно-территориальное устройство и структуру правоохранительных органов те, кто готовил эти данные? То есть нас сосчитали вместе с автономными округами и, опираясь на эти показатели, поставили в первую десятку самых криминальных регионов. Приведу для примера несколько показательных цифр. В Тюменской области (с автономными округами) за первое полугодие 2017 года зарегистрировано 28718 преступлений. А без автономных округов - 12763. Из них тяжких и особо тяжких преступлений, если считать с автономиями, зарегистрировано 6303, а без округов, то есть только по югу области, - 2370. Как говорится, почувствуйте разницу.
- А в регионах есть возможность «подправить» показатели в отчетах?
- Что вы, конечно нет. Сейчас учетность строгая и абсолютная. В ней вплоть до каждого муниципального образования все посчитано и все учтено. Требования контрольных органов, а над полицией их много, очень жесткие. А сейчас еще добавился и общественный контроль в лице нашего Совета.
- Не знаю, успокоит ли это простых граждан. Часто можно услышать признание законопослушных людей в том, что они боятся не только преступников, но и полиции. Откуда этот страх?
- Предполагаю, что это наше историческое наследство. Страх этот в генах сидит. Вспомните нашу трудную историю и до 1917 год, и особенно после него. Мы с вами как раз говорим об этом в год 80-летия большого сталинского террора. Еще бы у нас не появился страх перед карательными, репрессивными, правоохранительными и другими органами. И еще одна деталь, мы как-то раньше считали, что должна быть у населения любовь к правоохранительным структурам. Но это же органы принуждения. Надо оставить эту лирику. Мы сделали шаг вперед, когда в 2011 году был принят Закон о полиции. А потом был сделан еще один важный шаг, когда постепенно из-за того чувства страха, подозрения о котором мы говорили, был создан институт гражданского контроля - Общественный совет.
Все под контролем?
- Обычно, такие ведомства довольно закрыты. От вас не скрывают информацию, задевающую так называемую честь мундира?
- Я второй срок возглавляю Совет и могу сказать нам потребовалось пять лет, чтобы мы начали полностью доверять друг другу. И я считаю, что сейчас полиция понимает важность и пользу нашего существования.
- Хорошо, полиция поняла важность и полезность Совета для себя. А увидели в вас пользу простые тюменцы, знают они вас, доверяют вам?
- Прежде всего Совет - это те люди, которые в него входят. Их 24 человека. У нас есть сайт, где можно с ними познакомиться. Это представители общественных объединений, религиозных организаций, медицины, спорта, правозащитники, деятели науки, искусства, культуры. Причем это люди уважаемые, известные, которым доверяют тюменцы. Достаточно сказать, что у нас в составе есть почетные граждане городов, кандидаты наук, члены Общественной палаты области.
- Каким образом вы можете повлиять на деятельность руководства полицейского главка?
- Наши решения носят рекомендательный характер. Мы не вправе вмешиваться в оперативно-служебную деятельность УМВД и в кадровую политику...
- Но, как говорил в свое время известный исторический деятель, - именно кадры решают все. Разве сейчас не так?
- Так. Но мы не в стороне. Мы, подчеркну, не присутствуем, а участвуем во внутриведомственных комиссиях. В том числе и в такой важной, как аттестационная. Там от нашего Совета Геннадий Нечаев, знаменитый Ген Саныч, работающий с так называемыми трудными подростками, многолетний руководитель клуба «Дзержинец», Почетный гражданин Тюмени. Да разве он допустит какие-то изъяны в кадровой политике? Мы участвуем в конкурсах профмастерства. Они проводятся публично. Говорим: люди, пожалуйста, посмотрите, убедитесь, как подготовлена наша полиция. Она может и способна вас защитить.
- Тогда почему время от времени мы натыкаемся на такую приблизительно информацию: полицейский патруль попытался задержать разбушевавшегося хулигана, он был вооружен ножом и оказал сопротивление. В результате два полицейских получили серьезные ранении, хулиган с места происшествия скрылся. Это так полицейские с автоматами, не устоявшие против ножа хулигана, профессионально подготовлены?
- Ситуации бывают разные. В каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно. Руководство подразделений УМВД очень жестко реагирует на подобные случаи. Но у нас получается так: применят оружие - плохо, не применяют - тоже плохо. Вот резонансный случай в Тюмени. Экипаж ДПС преследовал автомобиль с угонщиком, и тот, скрываясь, совершил ДТП на перекрестке улиц Республики и Тульской, в результате которого погибла девушка. Почему не стреляли, чтобы остановить угонщика, возмущалась тогда общественность. Мы стали разбираться, пригласили в качестве эксперта тюменца, абсолютного чемпиона мира по стрельбе среди полицейских Виктора Филиппова. По словам эксперта, они правильно оценили ситуацию: на такой скорости попасть в цель чрезвычайно сложно, и стрельба могли бы привести к жертвам. Позиция и руководства УМВД, и Общественного совета - давайте все жить по закону. Мне вообще кажется, что это и должно стать нашей национальной идеей.
- Но бывают же и злоупотребления. И стрельбу порой открывают полицейские по людям, и пытками выбивают признания у подозреваемых. Разве не так?
- Правоохранительные органы - это тоже часть общества. То, о чем вы говорите, - уголовные преступления. За них полицейские получают теремные сроки. Я убежден, что в современных условиях бессмысленно такой ценой добиваться признательных показаний. Ну, допустим, признался подозреваемый. А дальше - суд. И, что бы молва ни утверждала, он очень тщательно относятся к любым процессуальным нарушениям. Стоит заявить на суде этому человеку, что его пытали, суд сразу отправляет дело на доследование. К тому же каждая такая жалоба проверяется управлением собственной безопасности, каждый случай расследуется прокуратурой, Следственным комитетом, ФСБ. Не раскрою большого секрета, но сейчас все процессуальные действия, оперативно-розыскные мероприятия ведутся с применением систем видео- и аудиоконтроля. Работники правоохранительных органов сами заинтересованы в этом. Так они могут защитить себя от ложных доносов. Надо же понимать, что вообще такое служба в полиции. Вот мы гордимся, что у нас в Тюмени много всяких уличных массовых мероприятий - фестивалей, праздников, а для полицейских это сложная и трудная работа - обеспечение безопасности граждан. У нас Крещение. Купели переполнены, а они на морозе круглосуточно стоят, охраняя нас от неприятностей. А они люди и тоже устают, простывают, болеют. Они наши с вами граждане - чьи-то сыновья, братья, отцы. И делать их объектом насмешек, я считаю, непорядочно. Что случись, за помощью-то мы бежим в полицию.
- Александр Антонович, тогда ответьте на главный вопрос: как житель Тюмени, хорошо знающий криминогенную ситуацию в городе, возможности полиции и других органов правопорядка, вы спокойно ходите по городу, верите, что ваша безопасность обеспечена?
- Конечно! И, уверяю, не только я. Вы посмотрите, сколько тюменцев и гостей города до поздней ночи прогуливаются по тому же Цветному бульвару и по Набережной…
Смотрите также:
- Владимир Ульянов: Почему к юбилею комсомола у тюменцев особое отношение →
- Александр Чехонин: «Я думал, что вы секта, а вы нормальные мужики» →
- В Тюмени пройдут переговоры с Владимиром Козловым →