8 июля по всей стране отметят День семьи, любви и верности. Но семьи создаются не только в торжественной обстановке и в окружении родных и близких. В тюрьмах каждый месяц проходят свадьбы. Как заключенные находят свою любовь, находясь за решеткой, — в материале tmn.aif.ru.
Попал в аварию, но успел на свадьбу
В Тюменской области с начала 2023 года 64 заключенных узаконили свои отношения. Примечательно, что среди них всего одна женщина, вышедшая замуж за мужчину с воли.
Лидерство за собой несколько лет держит ИК-2 в Тюмени. Шутя эту колонию даже называют «семейной». Тем не менее, сюда попадают впервые осужденные по тяжким и особо тяжким преступлениям. По словам начальника отдела специального учета Юлии Котовой, даму сердца местный контингент находит по-разному.
«Многие знакомятся еще на воле, и попадая в места лишения свободы продолжают общение с помощью писем. К другим на свидания приезжают родные, показывают фотографии близких, знакомых. Например, приехал человек к другу, рассказал о сестре, показал фото, а дальше начинается переписка», — рассказывает Юлия Котова.
Переписки хватает, чтобы люди на расстоянии стали друг от друга без ума. Вот женщины, приходя на бракосочетания в колонию, объясняют причину экстравагантного выбора кратко: «Это любовь...»
В ИК-2 Юлия работает год, до этого 7 лет трудилась в тобольской колонии-поселении. Там-то она убедилась, что чувства действительно творят чудеса, а иногда и вовсе выливаются в историю, достойную экранизации.
«В тобольской колонии-поселении женщина отбывала наказание и решила выйти замуж. Ее избранник жил в Нягани. Назначили день свадьбы, но пока жених ехал, попал в аварию. Машина разбилась, ее пришлось везти на эвакуаторе. Жених добрался на попутках. Сотрудники администрации довезли пару в ЗАГС, опоздали немного, но доехали. Потом счастливые молодожены отправились на длительное свидание», — поделилась Котова.
Кольцо жена забирает с собой
Само бракосочетание, здесь, как говорят сотрудники, «как на воле, только за забором».
«Церемонию проводит сотрудник ЗАГСа, приезжающий из города. Только он имеет право проводить государственную регистрацию брака. Все начинается с того, что осужденный обращается с заявлением в воспитательный отдел, к начальнику отряда. Невеста приезжает, забирает заявление и уже с ним едет в ЗАГС. Далее все происходит как у гражданских: произносят заветное «да», надевают кольца«, — отметила начальник отдела спецучета.
Есть, правда, нюанс: кольцо благоверного после свадьбы новоиспеченная супруга забирает с собой — драгметаллы в колонии запрещены.
«Можно просто зарегистрировать брак, а можно и обвенчаться. На территории колонии у нас есть храм. Приходит батюшка, обряд венчания ничем не отличается от того, который происходит на свободе».
На удивление, венчание в колонии — большая редкость. За последние годы был лишь один такой случай в ишимской колонии для рецидивистов.
«У семейных заключенных есть одна привилегия - они могут ходить на длительные свидания со своими женами. Оно у новобрачных проходит сразу после бракосочетания. Осужденные колонии строгого режима имеют право на длительное свидание с супругой: 3 дня 4 раза в год. В колонии для этого есть 26 комнат, как гостиница. Есть даже игровая комната для детей», — добавила Котова.
Такое количество комнат тоже неспроста — на сегодня в колонии отбывают наказание около двух тысяч человек.
Рисуют портреты и пишут стихи
Сотрудники колонии такие браки одобряют. Дело не только в том, что с появлением близкого человека осужденный меняется в лучшую сторону — сохраняются социально-полезные связи. Человек не теряет связь с миром, а в придачу получает приятный «бонус»: теперь есть тот, кто ждет его освобождения так же сильно, как и он сам.
«Есть, как говорят, лирики и физики. Такие есть и у нас: один, например, пишет красивые стихи, другой оригами делает, портреты рисует карандашом».
Брак меняет всех людей, но заключенных по-особому. По словам Юлии, те становятся увереннее, участвуют в жизни учреждения, усердно работают, чтобы заслужить заветное УДО. У многих рождаются дети.
«Все как у людей — женятся, ребенок рождается, и не один. Бывают два, три ребенка за срок заключения», — отмечает Юлия.
Случаются, конечно, и расставания, когда сиделец получает заявление о расторжении брака. Для многих это становится трагедией. В крайних случаях такие несчастные могут саботировать работу или стать агрессивнее — чтобы этого избежать, с ними работает психолог.
«Для них это травма. Еще сильнее удар, когда приходит свидетельство о смерти близкого человека, в том числе супруги или детей. В этом случае обязательно нужна поддержка, в идеале - индивидуальная работа с психологом».
На воле с мужчинами не сложилось?
В народе бытует мнение, что искать любовь нормальная женщина в колонии не станет, мол, зачем себе жизнь ломать. Однако Юлия уверена, что счастье все находят по-своему:
«Все женщины абсолютно разные: возрастная категория, положение в обществе. Была девочка — ей едва 18 исполнилось. Были женщины за 60. Бывает смотришь: девочка такая красивая, эффектная — зачем ты пришла сюда? Но я не считаю, что такие женщины — неудачницы. Приходят и вполне успешные. У одной есть свой бизнес, недвижимость, машина. Ей около сорока, просто на свободе с мужчинами не сложилось».
Разница у молодоженов, как правило, небольшая — порядка пяти лет. Самому молодому жениху было 21 год, самому старому же за 60.
Ранее tmn.aif.ru рассказывал о том, как в тюменских колониях проходят школьные выпускные. Вместо школьников за документом об окончании школы выходят взрослые мужчины в одинаковых робах, совсем недавно освоившие грамоту. В этом году аттестаты получили 14 осужденных самых разных возрастов.