В этом году 83 выпускника в Тюменской области сдали ЕГЭ на 100 баллов, еще трое получили максимально высокий балл на двух экзаменах, а ученик тюменской гимназии №21 Андрей Левченко впервые в регионе получил 300 баллов: по физике, математике и информатике. Как сдать ЕГЭ на все сто и нужно ли для этого быть круглым отличником с первого класса, узнал «АиФ - Тюмень».
Чтобы сдать экзамен на 100 баллов, не нужно быть отличником всю жизнь, можно быть «середнячком», но трудолюбивым, умеющим самостоятельно заниматься. Часто именно такие ученики набирают высшие баллы на ЕГЭ.
Что касается репетиторов, я считаю, что они не нужны. Ребенок привыкает работать с ними и ждет, что его всегда подстрахуют, подскажут. Часто дети, которые занимаются с репетиторами, не умеют самостоятельно искать решения, у них нет уверенности в своих силах. Репетитор хорош, чтобы подсказал, направил, ведь сейчас очень много информации в интернете, но надо уметь выбирать и фильтровать, в этом плане нужен помощник».
Часто на своих консультациях я спрашиваю детей о том, какой они видят свою будущую работу, есть ли у них командировки, трудятся они в офисе за компьютером или лечат людей, строят дома. Практически никто не может ответить на эти простые вопросы, они пугаются и теряются, потому что никогда об этом не задумывались, родители не разговаривали с ними об их профессиональном будущем. Но когда ребенок знает, что он хочет быть врачом, инженером, IT-специалистом, у него есть цель, и он понимает, почему ему важно хорошо сдать ЕГЭ по биологии, химии, физике. Здесь важно, чтобы это действительно было желанием самого подростка, а не его родителей.
Часто неудовлетворенные собственной жизнью мамы и папы стремятся за счет ребенка воплотить в жизнь свои мечты и амбиции. В такой ситуации он чувствует себя обязанным: быть отличником, играть на скрипке, заниматься конным спортом, набрать на ЕГЭ сто баллов, стать хирургом. А чего хочет он сам, никого не волнует, родители все решили за него, когда он еще лежал в пеленках. И когда в случае неуспешной сдачи экзамена мама с папой вдруг заявляют, что ребенок сам виноват в том, что не смог поступить на бюджет и отказываются оплачивать обучение, это выглядит несколько странно. Если всю жизнь дитя «тащат за ухо», не давая ему принимать решения, учиться на собственных ошибках - не стоит требовать от него результатов. Самая главная мотивация в любом деле, будь то экзамены в школе, работа или участие в каких-то конкурсах - желание самого человека, когда он хочет достичь результата, «горит» этим, будет и успех.
При подготовке к ЕГЭ важно еще соблюдать режим сна и отдыха, хорошо питаться, правильно распределять нагрузку, тогда организм будет адекватно реагировать на стресс. Если ребенок занимается в нескольких кружках и секциях, лучше расставить приоритеты и взять паузу в чем-то на время подготовки к экзаменам. Иначе можно подорвать не только психическое здоровье, но и физическое. Организм обязательно должен отдыхать.
Если говорить о волнении перед экзаменом, то это нормально. Хуже, когда человек ничего не боится и совсем не переживает. Самоуверенность часто приводит к ошибкам. Но если подросток из-за волнения не может есть и спать, постоянно тревожится, лучше обратиться к психологу, а не доводить до панических атак. Бывает, ко мне приводят детей, которые заканчивают учебный год на успокоительных лекарствах.
Вера родителей в детей, поддержка, понимание того, что на плохих результатах ЕГЭ жизнь не заканчивается и ребенка не станут меньше любить, упрекать, обвинять - это те «кирпичики», которые стоят на том самом «фундаменте» знаний и помогают хорошо сдать экзамен».
Второй важный аспект - формат экзамена. ЕГЭ и ОГЭ - форматные экзамены, для того чтобы получить за них высокий балл, недостаточно хорошо знать предмет. Чтобы объяснить, как формат и формулировка задания влияют на итоговый результат, приведу пример. В позапрошлом году в русском языке поменялось задание, в котором нужно было подставить пропущенную букву. До изменений с заданием справлялись больше 80% школьников, после - около 30%. С форматом нужно знакомиться очень серьезно. Лучше, чтобы с этим помогали учителя или эксперты, которые знают о типичных ошибках и специфике каждого из заданий. Самостоятельно к этому тоже можно подготовиться, для этого нужно скачать с сайта ФИПИ спецификацию, где можно найти критерии проверки заданий экзамена.
Третий аспект, на который я бы рекомендовала обратить внимание, - планирование. Часто в школе мы проходим тему в сентябре, получаем за нее хорошие оценки и в течение года к ней не возвращаемся. Очевидно, что в мае вспомнить что-то из сентябрьских занятий сложно. Поэтому при подготовке к экзаменам после прохождения какой-то темы, нужно вернуться к ней через 2-3 дня, затем через 2-3 недели, а потом через 2-3 месяца. Это позволяет закрепить материал и вовремя подмечать, если какие-то темы подзабылись. Не повторяя сложные темы несколько раз в течение года, высокий балл будет получить непросто.
Также обязательно нужно говорить о психологической подготовке. Практика говорит о том, что даже самые способные ребята часто теряются на экзаменах. Простой способ избежать таких проблем - написать пробные экзамены несколько раз за год. А пару раз написать «пробник» в обстановке, максимально приближенной к реальной, - черные гелевые ручки, определенный тайминг, заполнение бланков (можно найти в интернете).
В целом самостоятельно подготовиться к ЕГЭ на высокий балл возможно. Но в этом случае ребенок должен быть мотивирован и на сто процентов вовлечен в процесс. На длинной дистанции такой настрой сохранить сложно, поэтому зачастую без учителя или эксперта не обойтись».