Хочешь сделать хорошо, сделай это сам - этим принципом руководствуются родители, которые предпочли выбрать для своих детей такую форму образования, как семейное обучение. В Тюменской области так получают знания около 300 подростков, большинство из которых - жители областной столицы.
Все началось с садика
«Я, конечно, люблю учиться, школу, люблю 1 сентября, но для себя решила, что с младшим сыном будет другой опыт. Мы пойдем по пути семейного образования. И да, мне немного грустно, что у него не будет линейки, но я хочу быть на все 100% ответственной за качество его знаний, за выбор учителей и программ. А для общения и дружбы у нас есть кружки и улица в деревне», - написала у себя на страничке в соцсети тюменка Наталья Бровина.
Девушка следует принципу, что родитель на 100% ответственен за развитие, воспитание, уровень знаний своего ребенка, поэтому строго контролирует всю информацию, которую узнает 6-летний Миша, будущий первоклассник. Если это книги, то они просмотрены мамой, если мультфильмы, то только те, из которых можно узнать новое, например, «Фиксики» или «Малышарики». Ради сына Наталья даже закончила курсы по преподаванию ментальной математики.
«Мы дома за день успеваем и книги почитать, и макарошки поперебирать, повыстригать, поклеить, поразукрашивать, поиграть в трансформируемые игрушки, читаем, - рассказывает Наталья. - А в садик когда пошли, там за весь день детки только разукрасили один рисунок. Когда я забирала сына, а ему было около двух лет, он спросил: «Мама, а это что, такой садик? Я не хочу сюда больше ходить».
А после у ребенка на фоне психосоматики начались серьезные проблемы со здоровьем. Мама разговаривала, убеждала, что в детский сад ходить нужно, общаться с детьми, узнавать новое, но Миша все хандрил и недомогал. И тогда-то у Натальи и родилось волевое решение - хватит мучить ребенка, никаких больше садиков, я сама буду развивать его. И сейчас, когда Мише уже 6 лет, можно сказать, что его мама справилась на отлично, ведь ребенок бегло читает, выполняет простые математические действия в пределах сотни, заканчивает курс ментальной математики, красиво пишет, этому способствовали занятия каллиграфией, знает сложные слова и термины из разных сфер, отлично рисует, занимается спортом, обожает лего и игрушки, которые можно траснформировать, собирать, каждый день делать что-то новое и интересное из них.
«Что касается садика и школы, есть еще один отрицательный момент - негативное влияние сверстников в том смысле, что они приносят друг другу даже ту информацию, от которой ограждают некоторых детей родители. Здесь я контролировать то, что слышит и видит мой ребенок, уже не могу, - поясняет Наталья. - Вот, например, какое чувство прекрасного могут привить современные куклы LoL? По-моему, абсолютно никакого».
Поэтому решение воспользоваться правом на семейное образование в следующем учебном году было не спонтанным, а взвешенным и обдуманным.
Аттестация обязательна
«Я не могу с уверенностью сказать, что все 11 лет мы будем на семейном образовании, - говорит Наталья, - пока мы пробуем, смотрим, что из этого получится, смогу ли я, сможет ли Миша. Уже по итогам полугода/года будем решать, продолжать или нет».
Итоги эти будут видны в первую очередь на аттестациях, которые должен проходить каждый ребенок, находящийся на семейном образовании.
Как сообщили в областном департаменте образования, промежуточная аттестация обязательна, т.к. ее результаты показывают уровень и качество прохождения образовательной программы, а итоги являются основанием для перевода из класса в класс. Порядок, формы и периодичность прохождения аттестации прописаны в документах каждой школы. При этом родители могут согласовать с руководством школы индивидуальные сроки прохождения проверки знаний и возможность ускоренного обучения в пределах осваиваемой образовательной программы, а также участия во всероссийских проверочных работах, олимпиадах вместе с обучающимися соответствующего класса.
Если результаты проверки будут неудовлетворительными по одному или нескольким учебным предметам, или ребенок не пройдет аттестацию в установленный срок, то, при отсутствии уважительных причин, это становится академической задолженностью, которую необходимо закрыть. Иначе ребенку придется продолжить обучение в стенах школы.
Наталья, которая уже сейчас продумывает, как будет строить обучение, где брать информацию, как задействовать все области знаний, очень много читает на данную тему и общается с родителями, имевшими опыт семейного образования.
По словам девушки, в интернете есть несколько хороших ресурсов, где собраны видеоуроки по всем образовательным программам с 1 по 11 класс. Даже если знаний родителей не хватает или ребенок не понял какую-либо тему, можно воспользоваться этими уроками в Сети. Также во всемирной паутине можно найти группы, где общаются родители, делятся секретами, дают совет, где можно пообщаться с экспертами.
На ваш выбор
Неоспоримый плюс семейного образования еще и в том, что оно дает право родителям выбирать программы обучения, самостоятельно выстраивать график учебы, подбирать преподавателей, у которых отличные отзывы, кто умеет находить подход к ребенку и великолепно знает свой предмет. Однако тут нужно учитывать один момент - педагог не может брать деньги за работу с ребенком, с которым встречается в рамках своих должностных обязанностей (обучает, консультирует, проверяет уровень знаний и т.п.).
Кстати о деньгах, это один из главных вопросов в семейном обучении. Ведь ни один родитель не сможет дать полноценные знания по всем предметам. И если в начальных классах обучаться можно с мамой, то в средних и особенно старших, придется нанимать преподавателей-предметников. А это удовольствие не из дешевых - 300-500 руб. за каждое занятие по одному предмету. В месяц может доходить до нескольких десятков тысяч.
«Я понимаю, что семейное образование могут себе позволить семьи, один из родителей в которых не работает и готов полностью заниматься обучением ребенка, контролем его знаний. Но я также осознаю, что это вложение в будущее моего ребенка. И будет оно успешным или нет во многом зависит от того, как родитель сможет направить, какие умения даст и каким человеком воспитает».
В чем разница семейного и домашнего обучения?
Домашним называют обучение детей на дому по медицинским показаниям. Ребенок числится в школе, но по причине той или иной болезни не может ее посещать, и к нему на дом приходят педагоги из этой школы.
Семейное образование - это обучение вне школы. Родители отказываются от получения общедоступного и бесплатного основного общего образования в государственных образовательных организациях. Они обязуются дать ребенку весь объем знаний, который требуется для его возраста. При этом с ребенком можно заниматься самостоятельно или нанимать педагогов.
Мнение экспертов
Марина Терлеева, учитель начальных классов, отмечает: «Я как родитель и как учитель против семейного образования. Ведь знания - это половина развития, очень важна социализация. Ребенок должен уметь общаться со сверстниками, с ребятами старшего и младшего возраста, с разным темпераментом и интересами. Так он учится «существовать» среди людей, видит, что мир - это не только то, что позволяют ему знать родители. К тому же в школах множество кружков, допзанятий, элективных курсов для всестороннего развития личности. Для меня семейное образование - это как в сказке: заточил король принцессу в высоком замке, а она все норовит сбежать и посмотреть, а что же там в мире делается».
Юрист Валентина Чусова комментирует: «Воспользоваться правом на семейное образование могут все родители нашего региона. Однако не стоит забывать, что одно из требований, - проходить своевременно программу по всем предметам. Т.е. труды, изобразительное искусство, музыку, физкультуру и прочие предметы, которые некоторые родители считают незначительными, также необходимо изучать, ведь по ним тоже придется сдавать аттестацию, выполнять нормативы. Кстати, по закону государство обязано выплатить родителям или лицам, замещающим их, денежные средства, равные затратам на образование ребенка, как если бы он продолжал учиться в государственной или муниципальной школе».