Билет по 7 рублей. Какими были тюменские троллейбусы?

Вернуть троллейбусы на тюменские улицы не получится © / Яна Хватова / АиФ

Сегодня, 13 апреля, день рождения троллейбуса. В Тюмени их уже нет почти восемь лет, но жители все еще с теплом  вспоминают «рогатых».

   
   

«В них была какая-то особая атмосфера. Я до сих пор помню запах троллейбуса и сиденья, обшитые под кожу. Едешь не спеша, никуда не торопишься. Бывало, за одну поездку водитель несколько раз выйдет, чтобы «рога» на место поставить, но это никого не смущало. Сейчас сложно себе представить, что можно вот так просто проехать по городу, никуда не спеша, никого не обгоняя и не подрезая», - поделилась своими воспоминаниями Дарья Байсултанова.

«Прожил» 40 лет

Решение о ликвидации троллейбусного транспорта было принято в октябре 2009 года. С этого времени «рогатый» общественный транспорт перестал ездить по нашим дорогам. Многие водители, которыми в основном были женщины, переквалифицировались в водителей автобусов. Некоторые же ушли из профессии. К концу февраля 2010-го контактная сеть, по которой они ездили, была полностью демонтирована, а сами троллейбусы переправлены в Курган. 

 Последние «рогатики» «уехали» из областного центра в 2013 году.

До этого троллейбусы в Тюмени «прожили» около сорока лет. Первый «рогатый» появился в городе 11 июня 1970 года, он ездил по маршруту от моторостроительного завода до завода медоборудования. Спустя год, в декабре 1971-го в городе был организован троллейбусный парк. В депо находилось около 60 «безрельсовых трамваев», большинство из них были модели ЗиУ-682. Все сиденья в них были обшиты дерматином.

Как рассказали корреспонденту «АиФ-Тюмень» в Тюменском троллейбусном парке, у них была своя швейная мастерская, которая и занималась их обшивкой.

В троллейбусном парке была своя мастерская. Фото: АиФ-Ростов/ Юлия Лобахина

Билет по 7 рублей

«Вначале, как только было сформировано предприятие, водители проходили обучение в Челябинске, а потом направлялись к нам группами. Так как это было не совсем удобно, получение квалификации водителя троллейбуса организовали в Тюмени. Было у троллейбусного парка и свое общежитие, где приезжим сотрудникам выделялись комнаты», - рассказали сотрудники предприятия.

В 2008 году поездка на троллейбусе стоила семь рублей, билет в муниципальном автобусе можно было купить за ту же сумму. А вот проезд на коммерческом транспорте в то время был дороже и составлял 12 рублей за поездку.

   
   

Троллейбусные линии пробегали в разных районах города. В 2000-х годах на них можно было проехать по маршрутам: «ТЭМЗ - 2-я горбольница (Сибэлектромонтаж)», «2-я горбольница (Сибэлектромонтаж) - Ж.-д. вокзал», «Ж.-д. вокзал - Рабочий поселок», «Аэропорт «Плеханово» - Завод медоборудования (Автовокзал)», «Рабочий поселок - Аккумуляторный завод» и «Тюменский микрорайон - Ж.-д. вокзал».

Вернуть не получится

По мнению специалистов, сейчас этот вид транспорта в Тюмени неактуален. В городе сделаны специальные полосы для автобусов, и если у троллейбуса слетит «рог» или отключится электроэнергия, то движение встанет, а это приведет к заторам.

- Сейчас в разных городах России закрывают и ликвидируют троллейбусные парки. В Тюмени это произошло немного раньше, в связи с развитием города, градостроительным планом. Решение это было хорошо продуманным, были проведены анализы, расчеты, которые показали необходимость таких перемен», - пояснил Анатолий Старостин, директор «Тюменского троллейбусного предприятия».

Но, несмотря на все пояснения, некоторые все еще надеются увидеть на улицах города знакомые «безрельсовые трамваи». В феврале этого года один из жителей даже создал петицию в сети Интернет, в которой просил вернуть в Тюмень троллейбусы. Большинство, конечно, не так яро выступают за возвращение прошлого, но тоже не прочь снова прокатиться на любимом «рогатике».

«Мне нравилось в них заходить, там были очень удобные подножки. Конечно,  как житель большого города я считаю, что они должны быть. Ведь троллейбусы в первую очередь экологически чистый транспорт. Понятно, что в центр города его уже никто не пустит, но ведь есть и окраины, например, район Дома обороны, где они вполне бы могли ездить. Но, думаю, это будет весьма затратно: надо заново строить тяговые подстанции и прочее. Даже те, которые были раньше, со временем уже пришли в негодность», - поделилась размышлениями тюменка Юлия Кимоновна.

Несмотря на желания жителей, сейчас в нашем городе не сохранилось не одного «рогатого». Его нельзя встретить ни на дорогах, ни даже как памятный экспонат. Сейчас о существовании троллейбуса напоминает только парк, который все еще продолжает свою работу. Как рассказал директор парка Анатолий Старостин, сейчас троллейбусный парк фигурирует только в названии предприятия. Предприятие не занимается перевозкой пассажиров, сдает в аренду гаражи, опоры контактной сети, поддерживает состояние помещений. Все это помогает поддерживать баланс предприятия и рассчитываться с долгами за прошлые годы.

Смотрите также: