По данным Центробанка, в 2023 году мошенники похитили у клиентов различных банков 15,8 млрд руб., что на 11,5% больше, чем годом ранее (14,2 млрд руб. за 2022 год). Злоумышленники орудуют по телефону, в интернете, а за деньгами приходят прямо домой к человеку. О том, как не стать жертвой аферистов, корреспонденту aif.tmn рассказал начальник отделения по борьбе с кражами и мошенничеством, совершенными в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, отдела уголовного розыска УМВД России г. Тюмени, майор полиции Андрей Еманаков.
Обманывают даже полицейских
Екатерина Скудина, aif.tmn: Андрей Владимирович, если говорить о статистике, то какую долю в сводке преступлений сейчас составляют мошенничества?
— Согласно статистике, мошенничество сейчас — самый распространенный вид преступлений. В сводке суточных происшествий по Тюмени они составляют 70-80% из всех правонарушений. Также распространены мелкие хищения. Для сравнения: в разы меньше происходит убийств, грабежей, разбоев.
Множество схем мошенников уже, казалось бы, известны каждому. Эти схемы меняются со временем?
— Конечно. Например, ранее была популярна схема, когда человеку звонили и сообщали, что его родственник попал в ДТП, необходимо выслать деньги. Доверчивые люди соглашались, к ним приходил курьер и забирал нужную сумму. Сейчас эта схема приобрела совершенно новый окрас. Людей обвиняют в том, что они финансово поддерживают ВСУ. Человек, естественно, теряется — он же никого не поддерживал, но мошенники давят и просят доказать свою невиновность — передать курьеру деньги, чтобы снять с себя ложные обвинения.
Вообще у мошенников всегда множество различных схем, они идут в ногу со временем. Один из новых способов — поступает звонок якобы от работника компании сотовой связи, провайдера. Звонящий предлагает дистанционно продлить договор, отправляет СМС-сообщение, код из которого нужно назвать. Естественно, никакой договор не продлевается, мошенники получают доступ к Госуслугам и другим сервисам пользователя.
Сейчас популярно инвестировать — и здесь мошенники не прошли мимо. Людям звонят, предлагают вложить деньги. Те, кто соглашаются, попадают на лже-сайты, вносят деньги и даже видят якобы прирост средств, но когда хотят вывести финансы, им сообщают, что нужно заплатить налог, страховку и т. д. В итоге на счетах мошенников оказываются миллионы рублей, вывести их не получится.
Вы знаете о мошенничестве все, а как реагируете, когда звонят злоумышленники?
— У меня с этим все просто, я редко отвечаю на незнакомые звонки, использую приложения для определения спам-номеров. Но если отвечаю и не понимаю, кто звонит, всегда спрашиваю: «Это кто?» Но пользователи часто сами помогают мошенникам. Например, человеку позвонили, а он спрашивает: «Вася, это ты?» Аферист подтвердит, что он Вася, и попросит занять ему денег.
Сейчас очень распространены покупки и продажи товаров в интернете. Расскажите, как действуют мошенники на таких площадках, как себя обезопасить?
— Мошенники активно пользуются желанием людей сэкономить, связываются с ними через подобные площадки и предлагают перейти на другие сервисы. Часто аферисты покупают чужие аккаунты, как правило, на таких всего 1-2 сделки, совершенные несколько лет назад. Потенциальному покупателю уже стоит обратить на это внимание. Чтобы не попасться на уловки аферистов при продаже или покупке товара, нужно обязательно совершать всю сделку на том сервисе, где вы нашли или продаете товар, не переходить никуда. Также можно скрыть свой номер — его увидят только потенциальные покупатели, так мошенники не смогут вам позвонить или написать. Если вы отправляете или получаете вещь по почте, обязательно нужно снять на видео отправление (получение) товара полностью: как получили, открываете.
Продают счета и карточки
Кажется, в век цифровых технологий не осталось человека, который бы не знал о мошенниках, но люди все же почему-то верят и продолжают отдавать свои кровно заработанные деньги аферистам, почему так происходит?
— Мошенники — хорошие психологи, зачастую они стараются давить на самое больное, на слабые места. Их учат, как выстроить беседу, удержать человека. Когда аферист вам позвонил, он уже все о вас знает. Получить информацию в эпоху интернета о человеке несложно: по номеру телефона, личным данным, соцсетям можно узнать, кто вы, чем занимаетесь, где бываете, что любите, каким банком пользуетесь, где живете и т. д. Аналогичную информацию можно получить и о родственниках, когда мошенники связываются и начинают разговор, они стараются максимально в него вовлечь, не дают человеку опомниться: звонят несколько раз или сначала на домашний, а потом на сотовый телефон.
А если человек все же повелся на уловки афериста и перевел деньги, можно найти мошенника и вернуть финансы?
— Это трудоемкий процесс, но мы всегда стараемся найти мошенника и вернуть деньги. Но для этого многое должно сойтись. Часто бывает, что потерпевший живет в Тюмени, карта, куда ушли деньги, зарегистрирована на какого-нибудь из Приморья, сняли их в Москве и т. д. Всех участников поймать тяжело, потому что они все из разных городов, регионов и даже стран.
Часто люди продают свои банковские карты, счета, а потом оказываются в таких ситуациях?
— Среди молодежи много тех, кто хотя бы раз, но продавали свою карту за какое-то вознаграждение или предоставляли реквизиты своих счетов/карт для сомнительных операций. Это уголовно наказуемо, а жертва мошенников и вовсе может подать в суд на человека, который продал свою карту, и с него потребовать возврат денег.
Кстати о молодежи, летом подростки часто ищут работу, с каким мошенничеством они могут столкнуться?
— Осторожнее надо быть с вакансиями, которые предлагают в интернете. Недавно 15-летний подросток решил подработать курьером по доставке документов. Выяснилось, что он забрал деньги у трех бабушек и стал посредником мошенников. Он не ответил перед законом, поскольку не достиг возраста уголовной ответственности, но в 90% случаев «курьеры» наказываются как соучастники.
А какой самый интересный, может, неординарный случай был в вашей практике?
— У нас была пострадавшая, на которой злоумышленники испытали все способы мошенничества. Женщина 1984 года попала на все уловки. Сначала ей позвонили якобы для продления договора на услуги сотовой связи, она отправила СМС-сообщение. Затем ей сказали, что у нее взломали Госуслуги, поступили заявки на кредит. Ее попросили перевести деньги на безопасный счет, она перевела. После этого ей позвонили и сказали, что мошенники пытаются продать ее машину, чтобы опередить их, предложили продать самостоятельно, а деньги положить на «безопасный счет». Все способы, какие могли быть, они на ней испытали, причем успешно.