По данным открытых интернет-источников, в годы богоборчества масштабы разрушений храмов и церквей были колоссальными — 73 884 священных сооружения уничтожили до основания. Но несмотря на жесткую и категоричную политику того времени, люди все равно продолжали верить в Бога, сохранять и любить свои традиции. И благодаря этому на территории Тюменской области уцелел объект культурного наследия Сибири. Подробнее — в материале tmn.aif.ru.
«Берегут свои корни»
В 1937 году у белорусских переселенцев в д. Ермаки (Республика Беларусь) отняли и разгромили церковь Святителя Николая. Но местные жители сумели сберечь жемчужину народного сибирского иконописного промысла — образ «Воскресение Христово», поочередно пряча ее в своих избах. Со временем этот процесс превратился в традицию. На сегодняшний день в народе он известен, как обряд «Свечи». Почему он получил такое светлое название точно неизвестно и по сей день. Но есть версия, что в Могилевской губернии, которая располагалась на западе Российской империи, «Свечой» было принято назвать иконы.
«На Сибирской земле обряд появился благодаря белорусским самоходам. Именно они много лет назад привезли ее в деревню Осиновка Викуловского района со своей малой родины. Главным элементом обряда является образ „Воскресение Христово“. Принято считать, что икона была приобретена белорусским крестьянином Иваном Ковальковым в Таре (по другой версии, в Усть-Ишиме) не позднее 1905 года», — рассказывает историк Олег Смирнов.
Православная икона находится в специальном шкафчике с голубыми ставнями — киоте с ножками. Благодаря этому во время уникального обряда образ можно ставить в почетном месте или доме.
По традиции «Свечу» совершают на Рождество. В сочельник, 6 января, жители деревни собираются в доме, где икона «Воскресение Христово» простояла год. Гости зажигают перед ней свечи и молятся. А хранитель образа, в свою очередь, готовит праздничный обед, во время которого будут петь псалмы. Говорят, что образ дарует людям любовь, здоровье и благополучие.
«Раньше было принято оставлять у иконы дары и зазывать гостей со словами: „приходите на Свечу к Ивану богачу“. Кстати, имя менялось в зависимости от того, как зовут нового хозяина и хранителя иконы», — дополняет эксперт.
Когда в доме появляется святыня, она становится сакральным центром для поселения. В любое время жители могут прийти, чтобы поставить свечку, прочитать молитву или поведать Богу о своих переживаниях и радостях.
«Оберегает деревню от всякого зла»
Дорогу, по которой несут икону, устилают соломой, цветами, тканью и еловыми ветками. А чтобы ее благотворная сила исцелила от недуга и защитила от напастей, икону проносят над местными жителями. В деревне также верят, что она защищает всё поселение от зла и нечисти.
Православный обряд «Свеча» в д. Осиновка практически полностью сохранил свои аутентичные черты бытования, благодаря сибирским жителям. В 2022 году 22 декабря уникальную традицию внесли в реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Тюменской области.
Интерес к осиновскому обычаю пробудили директор Тюменского государственного института культуры, основатель фольклорного ансамбля «Росстань» Лилия Дёмина и настоящий потомок белорусских переселенцев и уроженка с. Ермаки Валентина Михиенко.
Лилия посетила много мест, изучая народное творчество сибиряков. И вот однажды, в 1989 году с группой студентов она приехала в Викуловский район, где познакомилась с Валентиной. Женщина рассказала ей про удивительные белорусские обряды и отвезла воочию увидеть святыню «Воскресение Христово» в д. Осиновка.
Тюменке настолько понравился обряд, что в 1991 году она приехала в сибирскую деревню вместе со съёмочной группой и журналистами. Великое празднование Рождества Христово тогда смогла увидеть не только вся Тюменская область, но люди из других регионов.
С годами «Свеча» привлекает все больше внимания, в том числе верующих из других регионов. Паломники едут в тюменскую глубинку, чтобы принять участие в обряде. Многие, приезжая на в Осиновку, величают это место — домом, где живет вера.