27 лет прошло с тех пор, как от нас ушла великая балерина Тамара Туманова. История ее жизни началась зимой далекого 1919 года. Тогда поезд со бежавшими от большевиков аристократами пробирался от Петрограда к Владивостоку, а среди пассажиров была беременная Евгения Туманова. Поезд тогда застрял в Тюмени, где и родилась Тамара Туманова.
Путь балерины к успеху был стремительным, но до этого приме пришлось пережить нищету и голод. Однако ее старания окупились - балериной восхищались не только рядовые зрители, но и Хичкок, Шагал и Стравинский. Подробнее в материале tmn.aif.ru.
«Моя дочь должна жить в Париже!»
Нередко среди деятелей культуры можно найти людей, о происхождении которых спорят до сих пор. Тамара Туманова - одна из таких. Место ее рождения, происхождения и даже ее национальность и сейчас вызывают жаркие споры. Однако историки условились считать, что на свет балерина появилась в Тюмени.
История берет начало немногим ранее, когда ее мать - 20-летняя Евгения Хасидович-Туманишвили, жена белого офицера и дворянка с грузинскими корнями, решилась на побег от большевизма. Девушка запрыгнула в вагон для лошадей и отправилась из Петрограда во Владивосток, чтобы потом перебраться в Шанхай. Во время это путешествия и родилась будущая звезда мирового балета, покорившая Европу, Гранд-оперу и Голливуд.
«Папа был с Врангелем. Маме все говорили, что он убит. Мама не верила. Мне было уже полтора года, когда папа приехал во Владивосток. Он слыхал, что, кажется, она там. Он совершенно случайно встретился с мамой. Было такое счастье. Но мы не могли долго оставаться во Владивостоке. Владивосток горел. Надо было опять бежать на маленьких китайских лодках», - вспоминала Туманова в интервью с российским поэтом Михаилом Мейлахом.
Девочка с родителями росла в нищете. Когда ей было 5 лет, воссоединившаяся семья переехала в Египет. Но продолжаться так долго не могло - ее мама с оглядкой на дворянское прошлое твердо решила: они будут жить в Париже.
«А кто это там сзади-то?»
Еще в Китае Евгения Туманишвили разглядела в дочке талант. Сбежав из страны, семья не перестала посещать оперу и ходить на балет. Там то у маленькой Тамары и начинали блестеть глаза.
Возможность дать таланту волю появилась уже во Франции. Туда вместе с другими эмигрантами уехала и прима-балерина Ольга Преображенская, выступавшая в Мариинке и взрастившая не один десяток своих коллег по цеху. К ней то и направилась воодушевленная Тамара.
«Мама обратилась к ней, но Преображенская сказала: «Что я могу дать? Мы никогда в России не брали раньше семи. Девочке пять лет и один месяц, это немножко рано». Но мама посмотрела такими глазами на Ольгу Иосифовну, и она сказала: «Я ее оставлю. Вы сидите. Посмотрим, что она будет делать». Меня поставили у стойки. Я смотрела, смотрела, калякала ногами. Преображенская была совершенно в восторге», - рассказывала Туманова.
Так юное дарование попало в студию, но работать приходилось усерднее остальных. Тамара была самой юной балериной - другие были минимум вдвое старше. Шанс проявить себя судьба подарила очень быстро: в студию прибыла Анна Павлова - величайшая балерина ХХ века. Тамаре наказали держаться позади, чтобы девочки постарше могли показать себя, но Павлова моментально рассмотрела за их спинами маленькую Тамару.
Спустя несколько дней она стала знаменитой - новая наставница дала ей сольную партию. Тогда же девочка взяла псевдоним - Туманова. Но народ окрестил ее куда более звучным «черная жемчужина русского балета».
Со сцены на голубые экраны
Дальше, что называется, все пошло по накатанной. Бэби-балерину приметил организатор гастролей Императорского театра Сергей Дягилев. О девочке, сражающей зрителей, он поведал хореографу Джорджу Баланчину. Тот решил своими глазами взглянуть на танцующую сенсацию и не прогадал - Тамара успешно влилась в труппу «Русский балет Монте-Карло».
«Баланчин спросил: «Скажите мне, пожалуйста, Ольга Иосифовна Преображенская говорит, что вы хорошо играете на рояле». Я говорю: «Я играю на рояле. Я не могу сказать, хорошо или плохо. Говорят, что у меня есть талант». «Вы можете мне сыграть что-нибудь?». Я ему сыграла Моцарта, совершенно не зная, что Моцарт - это его кумир. Баланчин сказал: «Я ее беру. Она будет в Русском балете». Моя карьера пошла», - рассказала прима в одном из интервью.
В 1937 году, за два года до Второй мировой, семья перебирается в США. Скромничать они не стали и заселились сразу в дом на Беверли-Хиллз - времена бедности уже были позади и чета Тумановых могла себе такое позволить.
Тут у 18-летней Тамары в голове родилась мысль: а что, если блистать я могу не только на сцене, но и на экране? На идею натолкнул расположившийся неподалеку Голливуд. Здесь же она нашла первую любовь - продюсера Кейси Робинсона, с которым она расписалась после съемок «Дни славы».
Впереди у них было 10 лет совместной работы, но брак закончился разводом. Но Туманова всегда ценила супруга, давшего ей возможность сыграть своего кумира - Анну Павлову.
На этом, правда, ее кинокарьера не закончилась. В 1966 году на съемки фильма «Разорванный занавес» ее позвал гений индустрии Альфред Хичкок. Зрители картиной остались довольны, а Хичкок не скрывая восхищался примой.
Вместе с матерью, от начала и до конца
После войны Тамара Туманова с матерью на несколько лет вернулись в Европу, где карьера балерины получила второе дыхание. Правда до своей родины - страны Советов, она так и не добралась.
В 1962-м ударом для Татьяны стала смерть отца. Вместе с мамой она вернулась в особняк на Беверли-Хиллз. Следующие 10 лет она прожила в окружении множества кошек. На пике популярности Туманова решает оставить сцену.
«Это колоссальная, очень интересная социальная жизнь. Но надо знать, когда надо остановиться. Это трудно, потому что я была в самой лучшей форме, и танцевала замечательно, и выглядела. Но я знала, что надо останавливаться. Не надо, чтобы публика выходила и говорила: «Я помню, как она танцевала». Так нельзя. Это уже не танец, а мучение. Они накладывают вату до такой степени, что пальцам больно», - объяснила тогда прима.
Второй, и, пожалуй, несопоставимый ни с чем удар она получила после смерти мамы в 1989 году. Она всегда была рядом с дочерью - приглядывала за ней из-за кулис, ходила на репетиции и никогда не расставалась с маленькими пуантами Тамары. После этого болезни одна за другой стали одолевать балерину.
Ее коллега, артист Юрий Зорич, позже рассказывал о том, как уходила легенда балета. В очередной раз за Тумановой приехала карета скорой. Гангрена. Врачи настаивали на ампутации ноги, но прима наотрез отказалась. Говорить она уже не могла. И когда Зорич позвонил к ней в палату, она тихо заплакала.
Тамары Тумановой не стало 29 мая 1996 года. Потомку грузинского князя и одной из величайших балерин было 77 лет. К ее могиле, в которой она похоронена с матерью, до сих пор приходят поклонники ее творчества и вспоминают умопомрачительные истории из жизни «черной жемчужины русского балета».