Тюменского медиаменеджера и депутата городской думы Павла Девайкина серьезно впечатлило едва не случившиеся ДТП с самокатчиками. Его буквально могли переехать, если бы он вовремя не отскочил. На радостях, что ЧП обошлось без травматологии, он стал изучать проблему городской мобильности.
Тюмень находится на втором месте в стране по доле пользователей арендными самокатами, после Екатеринбурга. Это где-то 200 тысяч человек. Операторы поездок утверждают, что 80% поездок — деловые. При этом медики говорят о росте травмированных пользователей самокатов.
Но тотальный запрет – не наш путь, считает депутат. Прогрессивный лучший город земли точно не может обойтись без «средств индивидуальной мобильности» (СИМ). Качественные тротуары, съезды, дороги – питательная среда для развития кикшеринга.
«Уже три месяца наша команда занимается проблемой кикшеринга в Тюмени. Мы провели целый ряд встреч и интервью с экспертами. В разных форматах — от телеэфиров до круглых столов. Обсуждали проблему с городской администрацией, кикшеринговыми компаниями, ГИБДД, депутатами городской думы. Мы анализировали опыт других городов страны, изучали мнения в новых медиа и, конечно, общались, с тюменцами на улицах города и в социальных сетях», — рассказал Павел Девайкин.
В итоге появилось10 идей, которые парламентарий вынес для обсуждения с горожанами.
Идея №1
Кикшеринговые компании должны инвестировать в городскую инфраструктуру.
Наши прекрасные дороги и тротуары, парки и скверы – достояние всех горожан. Бизнес, который зарабатывает на них, должен вкладываться в развитие инфраструктуры: от новых велодорожек до качественных парковок для СИМ. В Ростове-на-Дону, к примеру, отчисляют несколько рублей от каждой поездки, где-то согласовывают планы по обустройству объектов дорожной инфраструктуры. По самым приблизительным подсчетам за сезон оборот кикшеринга в Тюмени – около 250 млн рублей. Вроде небольшая сумма в масштабах города, но было бы правильно часть из них направлять на развитие города.
Идея №2
Эвакуация брошенных или неправильно припаркованных арендных самокатов.
Сегодня проблема плохо припаркованных арендных самокатов решается оперативной коммуникацией городских служб и кикшеринговых компаний. Но хватит ли этого, если парк кикшеринговых аппаратов сильно вырастет? Городу может понадобиться местная нормативная база и другие инструменты для легальной эвакуации неправильно припаркованных или брошенных СИМ. По крайней мере, в Сочи проблему самокатных завалов смогли так решить. Не можешь уследить за заваленной парковкой, нарушаешь правила благоустройства – получай штраф и оплачивай услуги эвакуатора.
Идея №3
Определение целевого уровня количества арендных самокатов в Тюмени.
Через пять лет крупнейший оператор кикшеринга в России предполагает видеть 90 своих самокатов на квадратный километр площади городов. Так он говорит в своей презентации для инвесторов. В Тюмени сегодня больше 6000 арендных самокатов. А если их будет в полтора или в два раза больше? Во что превратятся тротуары лучшего города земли?
Городская среда может и не справиться с таким бурным ростом, если не будет понятного для горожан и бизнеса механизма разумного ограничения. Условно, есть в районе столько-то километров велодорожек – можно расширять парк. Нет? Придется подождать.
Идея №4
Городской чат-бот по нарушениям пользователей кикшеринга
Никаких сил ГИБДД и муниципальных властей не хватит, чтобы фиксировать все нарушения. Сегодня существует федеральный чат-бот, в котором вы можете выбрать Тюмень и отправить фото мчащихся вдвоем на самокате подростков. Операторы выявляют пользователя и штрафуют. Однако как быстро и насколько это эффективно – пока вопрос…
Этот процесс можно ускорить вместе с кикшеринговыми компаниями – местный чат-бот должен позволить оперативнее реагировать на нарушения и давать более качественную обратную связь.
Идея №5
Едем медленнее?
В городе сегодня более 30 запретных зон и больше 100 зон со сниженной скоростью движения для СИМ. Их список регулярно обновляется.
Неправильно выбранная скорость движения по данным экспертов остается одной из главных причин ДТП. Тюмени, похоже, нужна единая медленная зона на самых загруженных центральных улицах, особенно там, где нет велодорожек. От 7 до 10 километров в час.
Пусть пользователь арендного самоката доедет чуть медленнее, зато будет заметнее и не так опасен для пешеходов.
Идея №6
Изучение транспортных потоков арендных самокатов в Тюмени с помощью данных операторов.
Чтобы планировать транспортные потоки надо обладать всем массивом данных. Где самый большой трафик, какие часы пик у самокатчиков и многое другое.
Сегодня этой информацией обладают кикшеринговые компании. Ее независимый анализ городскими профессионалами в сфере транспорта, позволит лучше видеть узкие места, видеть тенденции в сфере и заранее готовиться к новым вызовам.
Идея №7
Изучение влияния кикшеринга на городскую экономику.
Арендные самокаты – это новое явление не только в городском транспорте, но и в городской экономике.
Как они сказываются на развитии уличной торговли и общепита? Экономии или росте транспортных расходов горожан, отдыхе и появлении новых рабочих мест? Есть ли эффект для транспортной отрасли города, есть ли экологический эффект от СИМ?
В Тюмени таких исследований еще не было. Может пора посмотреть на городскую мобильность через призму экономических показателей? Ведь может мы не видим каких-то колоссальных плюсов, которые заставят потерпеть мчащихся самокатчиков?
Идея №8
Создание дополнительных информационных ресурсов по СИМ в Тюмени.
Публичная удобная карта запретных зон и зон со сниженной скоростью, чек-листы по действиям в случаях ДТП с СИМ для всех участников движения, возможность быстрой обратной связи, ответы на самые наболевшие вопросы и многое другое. Такой портал был бы полезен городу.
Идея №9
Инфокампании в городской медиасреде.
Чтобы привить новый дорожный этикет и уважение друг к другу, надо просвещать аудиторию повсюду – от соцсетей до городских экранов и наружной рекламы. Мы все знаем образовательные проекты ГИБДД и социальную рекламу против аварийности – работают.
Может пришла пора запускать такие же проекты с самокатчиками?
Идея №10
Рост образовательных мероприятий по пользованию средствами индивидуальной мобильности.
В городе 200 000 пользователей арендных самокатов. И еще сотни тысяч будущих клиентов кикшеринговых компаний. Количество образовательных мероприятий для них явно недостаточно!