В начале июня в Петербурге состоялся 18-ый саммит психологов, который, без преувеличения, собрал весь цвет российской психологии. Прошла панельная дискуссия на тему «Кризис мировой цивилизации – слово российским психологам»; среди выступающих: Александр Асмолов, Татьяна Черниговская, Дмитрий Леонтьев.
Традиционно на саммите психологов награждали победителей и лауреатов Национального конкурса «Золотая Психея» - очень престижного конкурса.
Надо отметить, что в ходе голосования члены экспертного совета внимательно знакомятся с представленными проектами; отмечают самые актуальные. То, как проходит читательское голосование (речь идет об интернет-издании «Психологическая газета»), отражается на сайте Конкурса в режиме онлайн: все желающие видят, кто в лидерах в каждой номинации, как меняется картина.
В рамках нынешнего, XXV Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2023 года были проведены три независимых голосования: экспертное, читательское и редакционное, а только потом определены финалисты. Но имена победителей держались в тайне и были оглашены в последний момент, уже в ходе торжественной церемонии награждения.
В номинации «Психологический инструмент года» победила компьютерная игра-тренажер «Классные джунгли». Ее авторы – тюменцы: профессор ТюмГУ, доктор психологических наук Евгений Доценко, практикующий психолог Сергей Потемкин и студентка, пишущая магистерскую диссертацию у Е.Л. Доценко, Александра Волкова.
Сами победители считают, что стать первыми им помогла, в том числе, актуальность темы, а именно буллинг. Они создали компьютерную игру-тренажер для школьников 5-8 классов по профилактике буллинга и назвали ее "Классные джунгли".
Цель игры: предоставить ребятам возможность адаптироваться в безопасных игровых условиях, решая задачу на выживание. Совершать разные выборы и получать обратную связь об эффективности выбранных стратегий поведения.
Игру можно и нужно проходить несколько раз, чтобы попробовать разные роли. Например, оказаться в роли Вожака, Члена стаи или Жертвы, чтобы прочувствовать этот опыт и уже иначе относиться к буллингу вообще и жертвам, в частности.
Сейчас статистика выглядит пугающе: 55 процентов всех опрошенных школьников подвергались травле (буллингу), при этом 39 процентов детей не рассказывают об этом родителям.
Напомним, что в Госдуме подготовлен законопроект о борьбе с травлей детей в школах. Он предлагает закрепить понятие травли и формирует основу для составления государственной программы. А игра-тренажер, разработанная тюменцами и удостоенная первого места на Национальном конкурсе «Золотая Психея», как раз и призвана содействовать профилактике буллинга в школах.