В Тюменской области, включая Югру и Ямал, проживает около 40 тысяч казахов. Многие казахи чтили и чтят свои традиции. Но некоторые обычаи постепенно уходят в забвение. Например, традиция Бауырына салу, когда родители отдают своего первенца на воспитание дедушке и бабушке. У каждого, кто с этим столкнулся своя история и восприятие такого решения родителей. Подробнее — в материале tmn.aif.ru.
Только родителям мужа
Родственники Гульмиры Макеновой жили в Тюменской области еще до Второй мировой войны. Они соблюдали все казахские традиции, в том числе и Бауырына салу. По словам Гульмиры Макеновой, эта традиция складывалась много веков, претерпевала изменения, в том числе и исторические. Женщина считает, что когда-то старшины пришли к выводу, что лучшим решением для многодетной семьи будет отдать первенца на воспитание аже (бабушке) и ата (дедушке). Забрать первенца могут только родители мужа.
«Считается, что девочка после замужества теряет свой род и переходит к роду мужа. Поэтому ее дети уже не относятся к семье (роду), в которой она сама выросла, соответственно, ее ребенка на воспитание отдают родителям мужа», — говорит женщина.
Гульмира воспринимает эту традицию положительно, исходя из собственного опыта. Когда ей было всего 40 дней, бабушка с дедушкой со стороны папы предложили забрать ее на воспитание. Родители Гульмиры согласились.
«После армии мой папа Багыт поступил в техникум советской торговли. Там он познакомился с моей мамой Багытжамал, на втором курсе они поженились и родилась я. Так что они были рады предложению аже и ата. Потому что родители только закончили техникум, жили в городе, им нужно было после общежитий искать собственное жилье и как-то обустраиваться», — добавляет Гульмира.
«Я очень рада, что все сложилось именно так, потому что я выросла в огромной семье. Мое детство прошло в деревне Ивановка. У нас был большой частный дом и богатое хозяйство. Дед держал лошадей, коров, баранов и коз. Помню огромные поля, засеянные картофелем, пшеницей, горохом», — рассказывает Гульмира.
В традиции отдавать новорожденного малыша на воспитание дедушке и бабушке женщина не видит ничего страшного. Считает, что так старшее поколение поддерживает молодую семью, ведь пока они нянчатся с внучкой или внуком, дети могут заниматься карьерой, строить свою жизнь.
«У казахов принято помогать своим родственникам. А в семьях всегда много детей, поэтому чем большего старший сын достигнет, тем больше возможностей будет открыто для его младших братьев и сестер, — объясняет Гульмира. — Получается так: бабушка с дедушкой помогают семье старшего сына, а он, в свою очередь, облегчит дальнейшую жизнь своим младшим братьям и сестрам».
Родители стали чужими
Тюменку Алсу тоже воспитывали бабушка с дедушкой. Ее родители были студентами и им пришлось отдать малышку на воспитание, когда той было примерно полтора года.
«Бабушка с дедушкой меня очень любили. Аже хоть и была строгой, но много времени мне уделяла. Мама иногда приходила в гости, но в какой-то момент их отношения с бабушкой испортились, и я стала видеть ее реже. Ну а с папой мы почти не разговаривали. Когда я пошла в школу, всех моих одноклассников провожали на учебу родители, а меня — бабушка с дедушкой. Появилось какое-то чувство одиночества. Хоть меня и сильно любили аже и ата, но мама и папа — это другое», — рассказывает Алсу.
Позже у ее родителей родился еще один ребенок, это стало одним из поводов для Алсу «приходить в гости» к родителям. Но со временем девочка стала замечать, что бабушке совсем не по душе посещений внучкой родительского дома.
«Возможно бабушка с мамой когда-то успели поругаться, я даже не знаю почему, но отразилось это на мне. Я в какой-то момент поняла, что меня больше к родителям не отпустят, дедушка был не против, но бабушка выражала недовольство, так я перестала видеть маму и папу», — добавляет Алсу.
Когда Алсу было 11 лет бабушка попала в больницу с инфарктом и вскоре умерла. Дедушка не смог растить ее один и девочка вернулась к родителям. Она не могла понять, как вести себя в семье, которая стала для нее чужой. Родители для нее не были авторитетами, а подростковый возраст требовал свободы и бунтарства. Так она стала «проблемным» ребенком. Алсу прогуливала школу, стала плохо учиться, во всем перечила маме и никак не воспринимала свою младшую сестру.
«Так продолжалось, пока я не выросла и не уехала учиться в другой город. Не знаю, в какой момент, наверное, в начале второго курса, я поняла как важны родители, и как плохо я себя вела. С другой стороны, я ведь не виновата, что так сложилось в моей жизни», — говорит девушка.
Сейчас Алсу понимает, что время, проведенное с бабушкой и дедушкой, было самым счастливым, а родители хотели для нее только лучшего. Она никого не винит, но со своими детьми такую традицию повторять не хочет.