Участники заседания комитета по энергетике Госдумы минувшим летом отметили, что есть вопросы в части достоверности данных об объектах, подлежащих передаче СТСО. Как подчеркнул председатель комитета Николай Шульгинов, поступает информация о грубых нарушениях требований закона, например, «ускоренной приватизации» региональных и муниципальных объектов для ухода от передачи их СТСО.
По мнению экспертов, проблема также в отсутствии релевантного опыта и в том, что нормативно-правовая база не описывает все детали. В частности, возникают споры по поводу передачи обремененного или находящегося в аренде имущества.
Однако уже есть первые решения и позиция контрольно-надзорных органов. В июле Восьмой арбитражный апелляционный суд принял постановление по жалобе «Россети Тюмень», которая требовала обязать администрацию города Пыть-Яха передать ей муниципальные сетевые объекты в безвозмездное владение и пользование.
Ранее Арбитражный суд Югры отказал системообразующей организации в удовлетворении иска на том основании, что муниципальные объекты находятся в аренде у третьих лиц. Однако апелляционная инстанция признала законность требований, обязав мэрию принять решение о передаче сетевых объектов СТСО.
В России процесс консолидации затрагивает помимо муниципальной инфраструктуры еще и сети промышленных предприятий. В июне 2025 года один из крупнейших операторов рынка нефтепродуктов в УрФО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» передал «Россети Тюмень» свои трансформаторные подстанции и ЛЭП, расположенные в Сургуте и Сургутском районе, Когалыме, Лангепасе, Югорске, Советском, а также в Тюмени и нескольких районах Тюменской области. Договор аренды предполагает включение технологически связанных объектов в единое сетевое пространство.
Это не первый такой опыт: за 2024 год собственники передали в аренду и пользование западносибирской СТСО свыше 2000 километров ЛЭП и подстанции суммарной мощностью более 500 МВА.