Примерное время чтения: 12 минут
837

Собираешь заказы, потом моешь туалеты. Журналист «АиФ» поработал в общепите

Работа в ресторанах быстрого питания не такая легкая, как думают некоторые.
Работа в ресторанах быстрого питания не такая легкая, как думают некоторые. / Екатерина Скудина / АиФ - Тюмень

Фудкорты, рестораны быстрого питания пользуются популярностью у потребителей, особенно потусить в таких заведениях любят подростки. Цены в меню довольно приемлемые, а ассортимент нехитрый: бургеры, наггетсы, картофель фри, газировка и прочий «страшный сон» диетологов. О кухне таких заведений ходят легенды, мол, если вдруг котлета случайно упала на пол, ее подбирают и кладут в бургер, а масло во фритюре и вовсе меняют чуть ли не раз в год. Корреспондент aif.tmn.ru решил узнать «кухню» изнутри и на один день сменила профессию, устроившись в ресторанов быстрого питания.

Новичок в час пик

В огромном гипермаркете расположился один из филиалов известной сети ресторанов общественного питания. В зале шумно: посетители делают заказы, торопят сотрудников, некоторые начинают возмущаться — слишком долго. За кассой работает одна девушка, она же принимает заказы, она же их собирает. Такая картина предстала перед моими глазами, когда я пришла попробовать себя в роли работника общепита. Стало страшно, неужели сейчас на её месте окажусь я?

«Быстрее переодевайся!» — бросил мне, как потом выяснилось, менеджер смены. Время, по меркам общепита, «час пик» — почти 6 вечера — и поток гостей очень высокий. Поэтому на объяснения у персонала времени не было.

«Во что переодеваться?» — не поняла я. Но вопрос повис в воздухе. С горем пополам, самостоятельно нашла раздевалку и разобралась с формой.

Как позже выяснилось, в ресторане серьёзный недобор сотрудников и все трудятся на износ. В зонах, где должны быть минимум двое, всего один работник, что значительно усложняет сбор заказов и обслуживание клиентов. Как и во многих подобных заведениях, здесь работают, в основном, студенты, но и они не выдерживают бешеной нагрузки. Из-за нехватки кадров, нередко одному человеку приходится вертеться, как белка в колесе, и работать по 8, а то и 13 часов. Многие не выдерживают такого режима и перестают выходить на смены, либо максимально их сокращают и после увольняются.

Платят за такой труд копейки −146 рублей в час, за 8 часов на ногах сотрудник может получить 1168 рублей. Из этой суммы ещё вычитается время на обед, даже если ты не уходил на перерыв. Но больше всего рискуют попасть на деньги кассиры, любая невнимательность в расчетах - и погашаешь недостачу из своего кармана.

Есть здесь и так называемое дисциплинарное взыскание. Выписать его могут за регулярные опоздания или систематическую «забывчивость», например, кассир постоянно не докладывает посетителям в заказ бургер, напиток, наггетсы и т.д.

В среднем, за две недели можно заработать от 6 до 12 тысяч рублей, зависит от того, сколько часов отпахал и были ли «штрафы».

Так делают бургеры

Кухня поделена на три зоны. Первая — это так называемая панировка, где начинается путь блюда. Здесь мясо панируют, жарят и отправляют в тепловой шкаф.

На станции панировки продукция жарится во фритюре.
На станции панировки продукция жарится во фритюре. Фото: личный архив/ Екатерина Скудина

Оттуда его забирают сотрудники второй зоны, в чьих руках обычный кусок мяса становится частью блюда: бургера, твистера и т.д. Затем уже готовый продукт оказывается на бургершуте — этаком двухъярусном тёплом шкафчике, откуда его позже заберут кассиры и отдадут гостю.

На
На кухне в металлических мармитах хранятся овощи и соусы Фото: личный архив/ Екатерина Скудина

Главное — скорость

Меня определили пакером, в переводе с профессионального языка, это сборщик заказов. Девушка по имени Лера, торопливо раскладывая по подносам коробочки с едой, протараторила мне основы: «В шкафу сверху — острые блюда, снизу — неострые. Начинай собирать заказ, на коробках с бургерами всё написано, разберёшься».

Я пожала плечами, подняла взгляд на экранчик с поступившими заказами. Раньше часто бывала в сети этих заведений и знала, как выглядит тот или иной продукт, поэтому решила, что разберусь.

«3 стрипса, два бургера, кола 0,3 объём», — проговаривала я себе под нос, неторопливо выискивая на бургершуте нужный продукт. В целом, сбор заказа — дело несложное, главное — скорость.

Позже меня провели по всем зонам кухни и объяснили, как наливать кофе, добавлять в него сиропы, как солить и набирать картофель для фри и т.д. Из теплового шкафа готовое мясо вроде стрипс отдаётся гостю в коробочке.Из теплового шкафа готовое мясо вроде стрипс отдаётся гостю в коробочке. Фото: личный архив/ Екатерина Скудина

Чтобы ничего не забыть, сначала все позиции из заказа кладем на поднос, потом сверяемся с чеком и только после этого подаем клиенту. В первое время я ощущала себя обузой для Леры, пока я кропотливо собирала один заказ из трех позиций, она отдавала уже четвертый. Но уже через два часа я освоилась и скорость у меня была практически такой же, как у опытных сотрудников. Не обошлось и без оплошностей — пару раз уронила бургеры и пролила напиток. Кстати, побывавшие на полу булки с котлетой, вопреки расхожему мнению, отправляют в утиль, а не на поднос клиенту.

Вы мне обязаны!

Вскоре случилась беда: закончилась одна из основных мясных позиций — не рассчитали поставки и поток гостей. Одному из посетителей непременно хотелось блюдо с закончившимся ингредиентом. Мои объяснения он не слышал, посыпались оскорбления, мат, угрозы.

«Я приехал из деревни только ради этого блюда, а у вас его нет! Вы здесь работаете и должны принести мне заказ! Не мои проблемы, что у вас нет мяса», — кричал на весь фудкорт мужчина.

Я растерялась, полный зал гостей, при которых тебя поливают грязью, а ты не виновата и, самое обидное, ответить ничего не можешь. В такой момент ощущаешь себя беспомощной и понимаешь, что твой труд не уважают. Как позже поделились коллеги по цеху, такие гости приходят практически каждый день и чаще всего, чтобы просто выместить свое плохое настроение.

«Некоторые так и говорят: я пришел вас побесить. Конечно, если есть наша вина, мы стараемся максимально быстро решить проблему гостя, но получается не всегда», — рассказала мне позже менеджер Алёна.

Порой времени на обед совсем нет, успеваешь в перерыве только газировку выпить.
Порой времени на обед совсем нет, успеваешь в перерыве только газировку выпить. Фото: АиФ - Тюмень/ Екатерина Скудина

А теперь — мыть туалеты

С горем пополам после пережитого удалось взять себя в руки. Хотелось всё бросить и уйти — ну его, этот эксперимент. Но всё же удалось обуздать бушующие эмоции и продолжить работу. Вплоть до 23 часов все шло своим чередом — смотришь на экран, отдаёшь заказы. И так 6 часов подряд. Времени на перерыв, к слову, у меня так и не появилось, но появилась пульсирующая боль в ногах. От былых энтузиазма и интереса осталось лишь желание поскорее закончить, уйти и больше сюда не возвращаться даже в качестве гостя. Но как оказалось самое интересное впереди.

Когда на часах высветилось 23:00, Лера опустила «шторки» на кухне. Это означает конец рабочего дня, но для гостей. У сотрудников начинается новый этап — закрытие ресторана. Сотрудник каждой зоны занимается своим делом: убирает остатки продуктов, меняет масло во фритюре и так далее.

Мне сразу обозначили задачу — помыть зал, перед этим предварительно протерев столики и подмести. Закончив примерно за 20 минут, я, выдохнув, вернулась на кассу. «Ну всё, можно домой», — подумала я, но мои мысли прервал зов менеджера Алёны.

«Сейчас тебе нужно помыть пол на кассе, в коридоре затем помыть инвентарь», — резюмировала менеджер.

«Ну и ну», — пронеслось у меня в голове, но деваться было некуда. Закончив все дела, мне пришлось помыть ещё раздевалку и ... туалет.

После выполнения и этой задачи, я почти выдохнула. Но заметила — раковина, в которой я всё мыла, очень грязная. Поняла без намёков,  что это тоже моя задача.

Инвентарь моется вручную кассиром.
Инвентарь моется вручную кассиром. Фото: личный архив/ Екатерина Скудина

Получается, после окончания основной смены, будто выходишь на ещё одну, но уже в должности уборщика. Стоит отдать должное, после этой работы меня даже накормили, предложив на выбор бургер. Закончила я свою смену в тот день не в полночь, как положено, а в час ночи.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах