Накануне сотрудники сети «Жизньмарт» спешно опустошали полки магазинов. Причиной стало массовое отравление продукцией. Подробнее в материале tmn.aif.ru.
«Так вкусно, что все раскупили»
22 мая в Екатеринбурге появились сообщения о массовом отравлении горожан продукцией, купленной в сети магазинов «Жизньмарт». В списке пострадавших 18 человек - все они попали к медикам с острой кишечной инфекцией. В Сети даже появились скриншоты из корпоративных чатов, в которых обозначены «опасные» позиции, подлежащие изъятию - их по меньшей мере порядка дюжины. В списке есть драники, салат «Дачный», суп-пюре из тыквы, киш с курицей, темаки, бельгийские вафли и т.д.
Несмотря на то, что сеть магазинов собирается выплачивать компенсации пострадавшим, проблема в сырье, поступающем от производителя. Это подтверждают и упомянутые выше переписки сотрудников - в «стопе» оказались продукты от определенных поставщиков.
Для тюменцев недобросовестные поставщики не новость. Не проходит и месяца без сообщений от регионального управления Россельхознадзора об общепитах, в которых торгуют сырьем неизвестного происхождения.
По последним данным в регионе более 480 заведений работает без регистрации в госсервисах, занимающихся отслеживанием происхождения сырья для готовки. В ведомстве пояснили, что во ФГИС «ВетИС» не зарегистрирован 41% общепитов региона. То есть сырье, которое они используют, поступает к ним без сопроводительных документов, а значит отследить его происхождение, равно как и качество со сроками годности, невозможно.
Тем не менее, там подчеркнули: регистрация в ФГИС «ВетИС» на сегодня не является обязательной, но и рисковать здоровьем потребителей не стоит.
Мясо медведя и поврежденные маркировки
На риск порой идут, чтобы удивить покупателей. Так, на этой неделе Россельхознадзор предъявил претензии ресторану из-за мяса медведя тюменскому ресторану. В ходе проверки установлено, что в меню заведения присутствовало сыровяленое мясо медведя, оленя, косули и лося без ветеринарных сопроводительных документов.
Годом ранее скандал возник из-за поставки опасного сырья в детские сады и школы. Производитель снабжал организации молоком, кефиром, сметаной и творогом неизвестного происхождения. Тогда компания, работающая в Омутинском районе, произвела более 7 тонн «молочки» из 6 тонн сырья. Продукцию изъяли из оборота, а предприятию на 10 дней ограничили доступ к сертификации продуктов.
Время от времени, отмечают производители, случаются ошибки, из-за которых их винят во всевозможных отравлениях. В апреле 2023 года на «Ишимском мясокомбинате» нашли 9 тонн мяса, происхождение которого было покрытой тайной. Однако позже директор предприятия пояснил, что путаницу вызвала поврежденная маркировка. Несмотря на это, все мясо пришлось утилизировать.
Полуфабрикаты - лидеры антирейтига
Весь путь от фабрики до прилавка находится под присмотром Роспотребнадзора. За прошлый год ведомство проверило 670 объектов, занимающихся оборотом мяса и молочной продукции, а также 8 производителей.
Как рассказали в ведомстве, из 1,4 тысячи проб мясных продуктов более 6% не отвечали требованиям. Большинство из них - полуфабрикаты. С молочной продукцией ситуация немногим лучше - из 1,7 тысячи проб забракованными оказались более 4%.
По словам специалистов, самое главное правило, которое может уберечь от кишечных паразитов: ни в коем случае не покупать продукты у случайных продавцов.
К слову, в апреле этого года, на фоне регулярных сообщениях о некачественном сырье и отравлениях, Роспотребнадзору пришлось высказаться по поводу «гулявшего» по Сети фейка о биологической диверсии. В соцсетях некоторые горожане распространяли информацию о том, что неизвестные собираются отравить воду в городе и вызвать эпидемию холеры. Эксперты пояснили, что дезинформаторы пытаются разжечь панику, и в таких случаях стоит обращаться к официальным источникам.
Куда жаловаться?
Если изготовитель все же нарушает правила, и кто-то из покупателей отравился, как это произошло в начале недели в Екатеринбурге, то встает вопрос: куда обращаться, чтобы восстановить справедливость?
Нужно помнить, что наказать кого-то можно лишь с доказательствами. Для начала было бы неплохо сохранить чек после злосчастной покупки или оплаты в ресторане или кафе. Однако подойдет и выписка с банковской карты.
Следует обратиться к врачу, чтобы медик задокументировал отравление и указал на вероятную причину. С заключением, чеком и контактами магазина или заведения остается отправиться с жалобой в Роспотребнадзор.
Не будет лишним провести экспертизу, если такая возможность имеется. Например, остался купленный продукт, ставший причиной недомогания. По итогам проверки можно потребовать компенсацию. Однако и тут есть нюанс: если продавцу или изготовителю удастся доказать, что человек хранил продукт неправильно, то ответственности за ущерб он не понесет.
Ранее корреспондент tmn.aif.ru рассказывал о своем опыте работы в ресторане быстрого питания.