Примерное время чтения: 8 минут
249

Трудно думать вниз головой. Журналист «АиФ-Тюмень» поработал эквилибристом

Журналист «АиФ» (в центре) с эквилибристами Дмитрием Васильевым и Натальей Колобуховой
Журналист «АиФ» (в центре) с эквилибристами Дмитрием Васильевым и Натальей Колобуховой / Нина Худякова / личный архив

В первой части своего циркового эксперимента корреспондент tmn.aif.ru попробовала себя в роли дрессировщика. Но жанров в этом искусстве много, поэтому было решено попробовать себя еще и в роли эквелибриста. 

Работа для сосредоточенных

На стажировку я вновь отправилась к гастролерам Росгосцирка, которые приехали в Тюмень с шоу «Эпохи». Честно, ожидала увидеть таких же веселых, легких, позитивных ребят как дрессировщики. Каково же было мое удивление, когда меня встретили очень серьезные, сосредоточенные только на своей работе артисты.

Под свое крыло меня взяла пара эквилибристов - Дмитрий Васильева и Наталья Колобухова. Они сразу обратили внимание, что я не в очень удобной одежде. Собираясь в цирк, этот момент я упустила из виду. Артисты сказали, что покажут несложные элементы, чтобы я могла их повторить. 

Справка
Эквилибри‌стика (лат. aequilibris - находящийся в равновесии) - жанр циркового искусства. Способность артиста удерживать равновесие при неустойчивом положении тела (на проволоке, на канате, на руках, на голове, на катушках, на вольно стоящей лестнице, на моноцикле, на перше, на шаре, на бутылках, на стуле и др.)

Здесь, как в спорте. Все начинается с разминки. Тщательной и долгой. Разогреть нужно все мышцы, начиная с шейного отдела до голеностопа. 

Дмитрий рассказывает о всех тонкостях профессии циркового артиста.
Дмитрий рассказывает о всех тонкостях профессии циркового артиста. Фото: личный архив/ Нина Худякова

«Как только тело станет разогретым, податливым, можно остановиться. Прорабатывайте каждый сустав как следует», - комментирует эквелибрист, пока я кручу-верчу в разные стороны голову, руки.

За это время узнаю, что Дмитрий из династии цирковых артистов, начал свою карьеру с семи лет. Мучений с выбором профессии у него никогда не было. Привлекала его и «жизнь на чемоданах»: мальчику хотелось поездить по миру, посмотреть на других и показать себя. Правда, как говорит мой наставник, он даже не предполагал, сколько понадобиться усилий и терпения для этого. Однако о выбранной профессии он не жалеет.

Глядя, какие акробатические упражнения выполняет Наталья, пока я разогреваю мышцы, мне стало не по себе: вдруг не получится выполнить и самые легкие упражнения, вдруг руки не выдержат и я упаду. 

«Репетиции занимают большую часть времени. В неделю выпадает только один выходной. Только на разминку уходит час. В детстве я репетировал трижды в день - утром, днем и вечером не менее двух часов», - делится артист.

Как в невесомости

Дмитрий уточняет, перед тем, как устраиваться на работу в этом жанре, необходимо пройти медкомиссию. 

«У кого проблемы с сосудами, об эквилибристике можно забыть, слишком большая нагрузка. Нужен и крепкий вестибулярный аппарат, чтобы не терять ориентацию после выполнения номеров, ведь здесь идет чередование: сначала стоишь на ногах, потом вниз головой и так на протяжении всего выступления», - говорит артист.

Разминка заканчивается. Иду делать упражнение на тростях - двух полуметровых металлических прутьях с деревянными перекладинами.

Вот на таких штуках я простояла несколько минут
Вот на таких штуках-тростях я простояла несколько минут Фото: личный архив/ Нина Худякова

Задача - постоять на одной ноге на трости. Сначала встаю на них обеими ногами босиком. По совету аристов, пальцами цепляюсь за перекладины, чтобы удержать равновесие. Смотреть нужно прямо перед собой, затем плавно отвести руки в стороны. Далее максимально легко и красиво нужно согнуть в колене левую ногу. Не знаю, как на счет грации, но затаив дыхание, становлюсь на одну ногу. В голове вихрем крутится одна мысль: «Лишь бы не упасть». 

Ощущения необычные, будто паришь в невесомости над полом. Но надолго меня не хватает, от страха и напряжения праву ногу сводит судорога. Меня снимают со снаряда. Несмотря на дискомфорт, много радостных эмоций. 

«Это еще что, - улыбается Дмитрий. - Мы еще с вами вниз головой постоим, чтобы все было по-настоящему».

Артист отмечает, человек с улицы вряд ли станет эквилибристом, здесь нужна общая физическая подготовка. Плюсом будет и гибкость - умение сесть на шпагат, сделать «мостик» и т. д. Но Дмитрий поясняет, даже если в чем-то не дотягиваешь, практически все можно исправить усиленными тренировками. 

«Вопрос в другом, - говорит артист, - подойдет ли этот жанр человеку. Но мой опыт показывает, что цирк - это многогранное место. Если вы пришли на эквилибристику и она вам не подошла, можете попробовать себя в жонглировании или дрессировке. Всегда можно найти себя в чем-то другом».

Готовься к боли

Дмитрий видит, что я уже морально готова к финальному упражнению. Встаю на руки, он держит мои ноги. Больно, тянет все мышцы, но чувствую, как вытягивается все тело.

Затем артист отпускает меня и я несколько секунд стою вниз головой. Кровь сразу приливает к ней. Поднимаюсь вновь на ноги. Все, как в тумане, артисты посмеиваются, говорят, что вестибулярный аппарат надо качать и качать. А я отвечаю, что теперь представляю, что чувствуют космонавты, когда готовятся к полетам. 

«Если брать эквилибристику или воздушную гимнастику, то стоя вниз головой, очень сложно думать. Когда встаешь на руки и кому-то зеркально что-то показываешь, начинаешь путать, где право и лево. Не знаю, с чем это связано, но такая специфика», - добавляет мужчина.

После моей попытки, артисты показывают это упражнение в исполнении профессионалов. Поражаюсь, как во время номера у них все четко выходит. Эквилибрист добавляют, что даже к головокружениям во время и после номера можно привыкнуть. Главное - репетировать. 

Из плюсов этого жанра Дмитрий отмечает комплексное развитие тела благодаря растяжке. Что касается личных качеств, идет прокачка мозга, целеустремленности и упорства. Да и в будущем есть неплохой бонус: если есть официальный акробатический стаж 15 лет, можно выйти на пенсию.

Захотелось узнать и о доходах, однако этот факт артист предпочел не озвучивать, отметив лишь, что зарплата зависит от количества представлений: чем больше, тем выше заработок.

«В Рогосцирке есть оклад, ставка за выход, суточные - все это суммируется. Однако вычитывается 1 % для профсоюза, если в нем состоишь, и 13 % на подоходный налог. Что остается, то и идет в наш заработок», - говорит эквилибрист.

По заработку не совсем понятно, однако подробнее можно будет выяснить,если захочу променять журналистику на работу в цирке. Но есть одно «но», с которым не хочу мириться.  

«Чтобы быть первоклассным эквилибристом, нужно быть готовым к физической боли. Не все цирковые артисты, желающие переквалифицироваться в мой жанр, выдерживают ее. Максимум две недели, потом бросают», - делится Дмитрий.

Понимаю про себя: моя миниатюрная комплекция подходит, гибкость и вестибулярный аппарат можно развить, к гастролям готова, даже возраст - не помеха, ведь, по словам Дмитрия, в цирке начинать никогда не поздно. Главное, определиться с направлением. А вот с болью мириться не готова.

Что ж, пора закругляться с этим экспериментом. Цирковые профессии - это ярко, красиво, но не мое. Благодарю за этот опыт и иду за другим. Каким именно - скоро узнаете. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах