29 лет назад, 3 августа 1995 года, в небе Афганистана истребители движения «Талибан»* перехватили российский самолет Ил-76. На его борту были семь членов экипажа и груз оружия для правительственных войск. Весь экипаж из 7 человек оказался в плену у талибов на долгие 378 дней, пока не сбежали, угнав самолет. За его штурвалом был летчик из Тюмени Владимир Шарпатов. Подробнее в материале tmn.aif.ru.
«Так это же патроны»
Экипаж самолета Ил-76 в составе командира Владимира Шарпатова, второго пилота Газинура Хайруллина, штурмана Александра Здора, бортинженера Асхата Аббязова, радиста Юрия Вшивцева, инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова в 1995 году отправился в очередную командировку Тирана (Албания) — Кабул (Афганистан).
В самолет загрузили ящики с патронами калибра 7,62. Опасный груз экипаж уже перевозил, в Афганистан они тоже летали, возили в Кандагар провиант.
Выбора не оставалось, борт приземлился. В самолет ворвалась целая толпа боевиков, начали вскрывать ящики и обнаружили одну коробку с мелкокалиберными снарядами, запрещенным к перевозке на гражданских самолетах. Тогда экипажу грозили шариатским судом и смертной казнью. До этого, к счастью, не дошло — талибы понимали, что российский самолет с экипажем можно выгодно использовать.
Попытки освободить были тщетны
Сначала летчики были уверены, что плен продлится недолго и экипаж отпустят, в душе теплилась надежда. Уже на 13-й день их захвата приехал представитель российского посольства в Пакистане, но талибы даже не стали с ним разговариать. Приезжали в Кандагар и представители российского МИДа, были собраны баснословные для советского времени деньги — 2,4 миллиона долларов, но талибы оставались непреклонны и все попытки спасти российский экипаж оказались тщетны.
Талибы пошли навстречу и стали возить часть экипажа на обслуживание самолета. У семи российских летчиков зародилась надежда на спасение, а после провала очередной попытки договориться с талибами, стало ясно — нужно бежать.
Побег
10 июля 1996 года на очередное техобслуживание экипаж отправился в полном составе, талибы не обратили на это никакого внимания. В тот день экипаж решил «для профилактики» погонять по летному полю, надзиратели следили, но неохотно.
За время «прогона» самолета экипаж рассчитывал возможные риски: шансы на взлет, уход от преследования и в какую сторону двигаться. У команды было в запасе несколько планов побега, самый экстремальный звучал так: набрать высоту, надеть кислородные маски, разгерметизировать самолет — все, кто без масок, погибают.
На реализацию плана побега понадобилось больше месяца. 16 августа 1995 года экипаж Ил-76 начал воплощать его в жизнь.
В тот день пленников вновь привели на аэродром. Все сложилось: была пятница, а значит, большинство талибов отправились на молитву, охранники, следившие за экипажем, тоже поспешили уйти. На поле остались только три вооруженных боевика.
Между собой члены экипажа разделили обязанности: кто-то наблюдал за зенитками, кто-то за истребителями. Вдруг заметили зенитчика. Опасно, расстреляет в упор. На счастье пилотов, мимо проезжал талиб на велосипеде, Владимир Шарпатов попросил покататься и нахально доехал почти до зенитки, а там, на месте зенитчика, — брезентовый чехол, напоминающий силуэт человека.
Летчики запустили двигатели, радист Юрий Вшивцев предупредил диспетчера, что экипаж сделает контрольный круг по полосе. Ответа не последовало — диспетчер тоже ушел на молитву.
В этот момент экипажу скомандовали отправляться в тюрьму, но пилоты настояли на прогонке двигателя. Без особой охоты охрана согласилась.
Двигатели запустили, но из-за жары тяга была неполная, а впереди — колючая проволока, за которой противотанковое минное поле, перерытое рвами и разбитые самолеты.
Хватились охранники только когда самолет начал выруливать на взлет. Наперерез понеслась машина с автоматчиками. Скорости не хватало, но опытный командир экипажа в последний момент оторвал самолет от земли. На борту экипажа оставались трое боевиков, началась ожесточенная борьба, после которой талибы стали заложниками.
Спустя 378 дня плена, экипаж Ил-67 покинул аэродром Кандагара, но высоко лететь было опасно — засекут. На предельно малой высоте самолет шел в сторону Ирана, а не России, чтобы запутать преследователей. Так и вышло — отправленный в погоню истребитель беглецов не обнаружил.
Представлены к награде
Уже через два часа Ил-76 приземлился в ОАЭ, в Шардже. И здесь Шарпатова едва не задержали вместе со связанными талибами: из-за отпущенной в плену бороды его поначалу приняли за боевика, но быстро разобрались. Домой летчики вернулись в ночь с 18 на 19 августа.
Для российских властей побег экипажа из плена стал большой неожиданностью, через 4 дня президент страны подписал указ о награждении Золотой Звездой Героя России Владимира Шарпатова и второго пилота Газинура Хайруллина. Остальные члены экипажа получили ордена Мужества.
22 августа 2016 года был подписан указ о присвоении Владимиру Шарпатову и Газинуру Хайруллину звания Героя Российской Федерации.
В 2010 году на экраны вышел фильм «Кандагар» режиссера Андрея Кавуна, основанный на истории экипажа Ил-76. Авторы, изменив детали, сохранили суть, рассказав и о непростых отношениях между летчиками. Так получилось, что пути участников афганской эпопеи после их освобождения из плена разошлись.
Владимир Шарпатов после возвращения еще полтора года проработал в Казани, а затем вернулся в Тюмень. По распоряжению губернатора, ему выделили большую квартиру в центре города. До 2002 года он был командиром экипажа Ил-76 «Тюменских авиалиний», в 62 года ушел на заслуженный отдых.
* Террористическая организация, деятельность которой запрещена в России.