По данным «Контур.Маркет» за 2023 год в России цены поднялись на несколько категорий продуктов. Так, стоимость курицы увеличилась на 10%, индейки – на 4%. Цены на овощи в 2023 году стали на 7% выше, чем двумя годами ранее. Больше всего подорожал лук – на 33%. Стоимость каких товаров увеличится с осени этого года и в чем причина роста цен – в материале tmn.aif.ru.
Дорогие сырье и транспорт
В этом году сразу несколько производителей продуктов уведомили ретейлеров о повышении закупочных цен на 5-40% в августе-сентябре, такие данные привело издание «Коммерсантъ». В числе этих компаний оказались производители шоколада Mars, Ritter Sport, «Дымка» и «Славянка»; молочной продукции «Вимм-Билль-Данн», Viola, «Экомилк», Health & Nutrition (ранее Danone), «Милком», «Пискаревский молзавод»; хлеба «Каравай»; пивных напитков «Балтика» и AB InBev Efes.
Эксперты считают, что цены корректируют из-за определенных факторов: роста себестоимости, повышения цен на сырье и материально-технических ресурсов. Так стоимость некоторых продуктов в этом году увеличилась не впервые, например в очередной раз подорожали изделия из хлеба и шоколада.
Кроме того, ожидаемое увеличение налогов с января 2025 года уже приводит к тому, что компании начинают пересматривать свои финансовые модели и закладывать рост цен уже с осени.
Влияние инфляции
Также одной из причин называют инфляцию, хоть август и показал снижение недельной инфляции, а в первой половине месяца она и вовсе была нулевой. Эксперт все же полагает, что даже при таком раскладе ждать полной остановки роста цен не стоит, ведь есть ряд товаров, стоимость которых с большей вероятностью увеличится.
В их число входит алкоголь, стоимость которого увеличилась с начала года на 9,8% (вино) и 6,8% (шампанское). Из-за индексации акцизов она возрастет еще на 4-5%.
Эксперт полагает, что к осени цена увеличится и на другие товары.
«Есть вероятность повышения цен и на ряд продуктов – мясная, молочная продукция. Здесь основным причинами роста цен будут увеличение себестоимости, а также затрат на логистику. Электроника, скорее всего, повысится в цене из-за увеличения спроса. Обычно осенью школьникам и студентам приобретают компьютеры, принтеры, телефоны, ноутбуки и тому подобное», – добавляет экономист.
Два крупных молочных производителя сообщили, что с 1 сентября часть их продукции подорожает. В их число входит Health & Nutrition (бывший Danone), стоимость их товаров поднимется в среднем на 5,3%. У отечественного производителя «Вимм-Билль-Данн» – на 7,2%.
В число причин входят затраты на молочное сырье и ингредиенты, которые возросли на 10%. Также дороже стала логистика, расходы на нее стали больше на 20%. В компании «Вимм-Билль-Данн» это называют последствиями высокой ключевой ставки, амортизации транспорта и роста уровня зарплат водителей.
Ощутимый рост
Последний год потребители по всей стране ощущали рост цен, это же касается и тюменцев. Больше всего страдают люди с низким и средним доходом, так как зарплаты не успевают за ценами. По этой причине осенью часть потребителей в первую очередь заметит рост цен на сезонные товары.
«Для кого-то это будут продукты, потребление которых было снижено летом. Кто-то ощутит рост цен на одежду, обувь, ту же самую технику и электронику. В товарах повседневного спроса, вероятно, потребители не отметят скачок стоимости. Также есть надежда, что в сентябре инфляция продолжит замедляться», – считает Алена Габудина.
Ранее эксперт рассказывала, что товары дорожают по цепочке: если у магазина увеличивается арендная плата и коммунальные расходы, стоимость товара повышается.