Аргументы и Факты
tmn.aif.ru
16+
Тюмень
Аргументы и Факты
tmn.aif.ru
16+
Тюмень
Примерное время чтения: 10 минут
890

За Карлсона ответишь. Кондитерам и аниматорам приходят повестки в суд

Кадр из фильма

Кондитерам и аниматорам стали приходить повестки в суд за нарушение авторских прав. Причиной стало использование образов, например, Винни-Пуха, Пятачка или Кота Матроскина на детских тортах или костюмах. С нарушителей авторских прав могут взыскать до пяти миллионов рублей. Эксперты рассказали, почему раньше студии мультипликации смотрели на заимствование героев сквозь пальцы, можно ли купить «популярную картинку» и законно ли вообще ограничивать ее использование. Подробнее — в материале tmn.aif.ru

«Ну, погоди!»

Мультипликационные герои давно перестали существовать только на телеэкранах. Любимые образы ежика в тумане и проказника Карлсона, Зайца в темно-зеленых шортах и его «серого напарника» из «Ну, погоди!» и сегодня можно увидеть на школьной канцелярии, различных десертах и детских праздниках — в костюме аниматора. Но в последние годы персонажи из советских мультиков вызывают у частных предпринимателей опасения. Раньше украсить товар символом эпохи, например, Чебурашкой было проще: узнаваемость играла частникам на руку и поднимала охваты продаж. Тогда казалось, что собственники «графических изображений» отличались лояльностью к бизнесменам, но сегодня они массово защищают авторские права.

советские мультфильмы
Фото: Кадр из мультфильма

Тюменские аниматоры жалуются на судебные иски. Крупные медиакомпании, обладающие авторскими правами на популярных персонажей, обвинили их в незаконном использовании образов. В ряде случаев штрафы незначительные — 10–20 тысяч рублей за коммерческое использование чужого «продукта». В российских судах такие разбирательства не редкость. Как правило, закон встает на сторону истца.

Тюменский аниматор Артур Понамарев начал свою творческую карьеру с образа почтальона Печкина, изредка меняя его на крокодила Гену.

«В какой-то момент начался бум. Многие, кто хоть как-то зарабатывал на известных персонажах из мультфильмов, стали получать повестки в суд. За использованный образ требовали 50 тысяч рублей, в некоторых случаях миллионы, но благо сумму удавалось снизить до разумной. Тогда в нашей фирме решили перейти на диснеевских принцесс и других узнаваемых героев зарубежного анимационного кино. Это и сейчас позволяет удерживать клиентов при высокой конкуренции и не терять в прибыли. Людям не нужны безликие сказочные существа, они хотят видеть на праздниках сошедших с экрана героев детства. Бамблби из вселенной трансформеров, Леди Баг и даже Лабубу стали спасением. Сомневаюсь, что иностранные медиа обратят на нас внимание и потащат в суд», — делится Артур.

Фото: АиФ/ Вера Божкова

В качестве альтернативы и кондитеры, и аниматоры могут придумать своих якорных персонажей. Но для них эта задача непосильна в первую очередь с финансовой стороны. Да и на популяризацию должен уйти не один год.

«При этом организация должна иметь федеральный статус — громкое имя, чтобы она могла создать героя и отправлять аниматора в его костюме на те же утренники. Сейчас нам приходится буквально „затмевать“ советских персонажей, чтобы заказчики обращали внимание на иностранный ассортимент ростовых костюмов. Хотя дети трех лет больше заинтересованы Коржиком из „Трех котов“ и Белой Тучкой из „Ми-ми-мишки“, а у ребят постарше бесспорный хедлайнер Чебурашка, — признается Артур. — Эта история с судебными исками мне непонятна. Медиакомпании не должны наживаться на народном наследии».

Это вам не игрушки?

Еще в 2024 году количество споров о защите авторских прав выросло на 35% по сравнению с предыдущим годом и достигло 28,8 тыс. дел. По словам юриста Марии Потаповой из-за конфликтов, причиной которой стала интеллектуальная собственность, в суде оказалось более 55, 1 тыс. исков.

«Борьба с контрафактом и защита репутации связаны и с тем, что нелицензионная продукция часто бывает низкого качества. Например, „Союзмультфильм“ подчеркивает, что защита прав важна и потому, что герои должны ассоциироваться только с лицензионными, качественными товарами. „Бесплатная реклама“ в этом вопросе — момент спорный. В теории незаконное использование может поддержать узнаваемость бренда, однако на практике собственники образов видят в этом убытки и упущенную выгоду», — делится Мария.

Кадр из мультфильма «Возвращение блудного попугая», 1984 г.
Кадр из мультфильма «Возвращение блудного попугая», 1984 г.

За прошлый год «Союзмультфильм» подал около 8,5 тысяч исков, а продюсер мультфильма «Синий трактор» к маю 2025 года подал уже более 2 тыс. исков за нарушение авторских прав.

«Частные организации уже выплачивали многомиллионные компенсации за использование персонажей без разрешения. Один из индивидуальных предпринимателей был обязан выплатить 2 млн рублей за использование героя в оформлении сайта, а кондитерская фабрика — 3 млн рублей за производство тематического набора сладостей», — делится юрист Сергей Боровских.

«Ребята, давайте жить дружно!»

Чтобы узнать мнение второй стороны, корреспондент tmn.aif.ru обратился к закулисью. Кинопродюсер с 20-летним стажем Николай Акопов рассказал, что позиция многих студий — естественный процесс, связанный с новыми возможностями в цифровом мире.

«Рост правовой грамотности и появление тех же нейросетей помогают правообладателям активнее защищать свои права. Кроме того, в условиях финансового давления студии стали внимательнее относиться ко всем возможным источникам дохода, включая компенсации за незаконное использование образов. После реструктуризации и коммерциализации „Союзмультфильма“ и Киностудии им. Горького их отношение к открытому использованию персонажей изменилось. Первый с 2021 года начал активно судиться с ивент-агентствами, детскими клубами и кондитерами — десятки дел были заведены в 2022–2024 годах, и часть из них закончились взысканием компенсаций до 1,5 млн рублей», — говорит Акопов.

По словам кинопродюсера, в большинстве случаев студии не несут прямых убытков от «пиратов», но правовое развитие лицензионного рынка начинает буксовать.

Фото: www.globallookpress.com/ Bulkin Sergey/news.ru

«При этом не думаю, что правообладатели захотят тратить ресурсы, привлекая кондитера-фрилансера из провинции, но когда речь идет о поставленном бизнесе, то, безусловно, они имеет на это право», — дополняет эксперт.

Некоторые предприниматели нашли лазейку: чтобы не терять клиентов они пытаются замаскировать персонажей, меняя в них незначительные детали. И тем не менее если «мультяшка» визуально узнаваем и используется в коммерческих целях — это нарушение.

«Иногда частники прикрываются аргументом, что образ используется в образовательных, воспитательных целях. Но в коммерческом контексте это не работает. У предпринимателей есть возможность купить „персонажа“ для дальнейшей реализации. Цена вопроса зависит от объема производства и формата использования. Иногда эта фиксированная стоимость, например, 30–50 тыс. рублей за ограниченную лицензию, иногда — процент от выручки», — говорит эксперт.

Собянин-Союзмультфильм-ВДНХ
Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

По словам Акопова, одним из самых используемых анимационных брендов России стал мультсериал «Маша и Медведь». Компания собственников заключает платные соглашения даже с небольшими производителями мороженого и сувениров, при этом некоторые студии также создают мерчи с брендами одежды.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах