17 октября День участкового терапевта, врача, к которым в первую очередь обращаются пациенты. Почти 30 лет тюменка Нурслу Айтбатырова работает терапевтом. Все эти годы она помогает людям, спасает жизни, дарит исцеление. Но труд врача в 1995 году и в 2023 - отличаются, сегодня стало гораздо сложнее. Подробнее – в материале tmn.aif.ru.
Врач – это призвание
В своей семье Нурслу не первый медработник. С детства она наблюдала за работой мамы - медицинской сестры. Видела, как жители небольшого районного центра в Казахстане знают, уважают и любят её. Не только за профессионализм, но и за простые человеческие качества – доброту, готовность прийти помощь. И хотела стать такой же.
«Мне нравилась возможность помогать другим людям. Приятно видеть, когда мои знания и умения помогают облегчить чьи-то страдания, я могу поддерживать людей в разных жизненных ситуациях», - делится Нурслу.
С такими мыслями она совсем юной поступила в медицинский университет с такими же мыслями работает и сегодня. В 1995 году девушка влюбилась в молодого человека и переехала с ним в Тюмень, устроилась работать участковым терапевтом. Именно здесь ей пришлось столкнуться с первой потерей пациента. Этот случай она помнит по сей день.
«Я обходила свой участок и пришла к пациентке с онкологией. Она была совсем молоденькой, но уже уходящей. Рыдала, жаловалась на сильные боли, а я ничем уже помочь не могла. Понимала, что скоро уйдёт, было очень тяжело. Уже столько лет прошло, а я помню это, будто было вчера», - рассказывает Нурслу.
Врач уверена, без призвания выдержать подобное смог бы не каждый. Нурслу прошла эту своеобразную проверку на профессионализм. Доктор понимала, впереди подобных случаев будет немало.
«Чтобы не сломаться в такие периоды, нужно понимать, что это часть профессии. Конечно, тяжело. Даже сегодня, будучи опытным врачом, я очень переживаю, когда не удается пациентов спасти. Четыре года назад, незадолго до Нового года, ко мне обратилась женщина. Ей было чуть за 50 лет. Пришла для профилактического обследования, ни на что не жаловалась. Назначили анализы, флюорографию, рентген грудной клетки – все результаты показали, что ее здоровье в полном порядке. Спустя несколько дней она сделала компьютерную томографию грудной клетки и узнала страшный диагноз – фиброз легких», - вспоминает терапевт.
Через 5 дней пациентки не стало, у нее остался сын...
Будни терапевта
Сегодня в городской поликлинике №8, где работает Нурслу, прикреплено 1959 человек. Через ее кабинет ежедневно проходит по 30-40 пациентов. Каждого нужно выслушать и самое главное услышать, вникнуть в суть жалобы, которых у пациента может быть сразу несколько. Рабочий день у Нурслу начинается с 8 утра, но прийти нужно пораньше. До 14 часов она ведет прием, а после отправляется на вызовы и домой возвращается поздно вечером.
«Пациенты бывают разные, но зачастую диагнозы повторяются. Чаще всего это онкобольные, люди с гипертонией, сахарным диабетом, пережившие инсульт. Каждому нужно уделить внимание и выслушать. В день бывает по 5-6 вызовов на дом. В основном это те, кого я наблюдаю постоянно. Например, маломобильные люди. Сейчас, в разгар сезона ОРВИ, вызовов и пациентов стало больше, но что делать – работаем», - делится Нурслу.
Посещение пациента на дому – это всегда лотерея. «Встретишь ты дружелюбного или агрессивно настроенного пациента – никогда не угадаешь», - говорит Нурслу. Частой практикой, в основном у молодежи, стал вызов на дом врача в связи с тем, что молодые люди просто не хотят тратить время на очереди в поликлинике.
Бывает, пациенты срываются на докторе, вымещают свое плохое настроение.
«Когда пациент встречает с агрессией, это нужно принять и выслушать спокойно. Бывает человек сам по себе эмоциональный и он не успокоится, пока не выговорится. Скажет все, что накопилось у него, а потом можно с ним спокойно разговаривать, - говорит Нурслу. – Пациентов я тоже понимаю, они вызвали врача и ждут, иногда целый день. Ведь есть участки, где временно нет терапевта и приглашаются врачи с других участков, а пациенту хочется, чтобы к нему пришли как можно скорее. В любой ситуации нужно сохранять спокойствие и искать подход к каждому человеку».
Не секрет, что многие пациенты относятся к врачам, как к обслуживающему персоналу. Нурслу подтверждает: раньше к медикам больше было уважения, сегодня могут и оскорбить, и дверью хлопнуть.
Прогресс или регресс?
Когда Нурслу только начинала свой путь в медицине – цифровизации не было. Все заполнялось вручную, часами заполнялись нужные документы, подолгу ждали анализов. Сегодня, отмечает врач, в этом плане работа стала комфортнее. Пациенты заранее записываются и приходят ко времени, а не сидят в живой очереди. Врач видит, с чем приходят пациенты – все анализы уже загружены в систему и история болезни перед глазами.
Отслеживание специальными программами состояния пациентов дистанционно, например, гипертоников – тоже спасение для современного врача. Но подходит такой способ, как отмечает Нурслу, только молодым пациентам. Более возрастным больным нужно не только лечение, но и общение.
«Иногда, увидев врача, они говорят: «Ой, а уже ничего и не болит», - смеется женщина. Но несмотря на всю любовь к профессии, признается Нурслу, с каждым годом работать становится сложнее. С чем это связано, она не может объяснить, нет какого-то единственного фактора. Но, например, нехватка кадров в больницах бьет и по пациентам, и по врачам.
«Молодые врачи сейчас редко остаются в профессии надолго и это проблема. Много бумажной работы. Молодые врачи сидят после приемных часов до поздней ночи, заполняют документы. Когда им на свидания бегать, личную жизнь устраивать? А если захочется завести ребенка? На это просто нет времени», - говорит Нурслу.
Проблему неуважения к врачам, их загруженность, по мнению Нурслу, можно решить достаточным количеством кадров. Тогда пациенты будут получать помощь своевременно, а на одного терапевта не будет приходиться по 30 пациентов, как это происходит сегодня.
Работая в таком режиме, невозможно избежать профессионального выгорания. Справиться с ним Нурслу помогает семья, дети.
«Сидишь на работе уже без сил, а пришел домой, увидел своих детишек и забыл обо всех проблемах, трудностях, а на следующее утро уже снова бежишь к пациентам», - делится женщина.
А самый главный секрет Нурслу Айтбатыровой – искренняя любовь к профессии, ведь когда работа – это твоя исполнившаяся детская мечта, все трудности преодолеваются легче, а благодарные пациенты – вдохновляют идти дальше.