Примерное время чтения: 6 минут
2093

Могила без мертвеца. Зачем вдоль дороги ставят памятники погибшим в ДТП?

Сирень Бабаева / АиФ - Тюмень

Вдоль российских дорог нередко можно увидеть красочные венки или надгробия на месте гибели людей в ДТП. Подобная традиция начала зарождаться в 80-90-е годы, когда резко возросло число аварий. И еще тогда некоторые водители возмущались, что им приходится видеть «смерть» на своем пути. Зачем нужны эти свидетельства трагедий, как к этому относится церковь и можно ли их убрать, — в материале tmn.aif.ru.

«Стоят одинокие и забытые»

Такие сооружения называются кенотаф. Это надгробный памятник, установленный там, где нет останков погибшего. Это могут быть не только траурные «обелиски», но и искусственные венки с именами погибших, цветы на фонарном столбе вдоль трассы, полноценный ритуальный мемориал или крест у дороги. Нередко многим такое мрачное решение приходиться не по душе. Тюменка Елена Сапро поделилась с корреспондентом tmn.aif.ru своим отношением к кенотафам.

«Я живу за городом, а работаю в Тюмени. Но вместо красивых видов лесных массивов по пути на работу и домой, мне приходится наблюдать надгробия. Они мелькают один за другим. Из-за этого появляется невероятно угнетающее состояние. Я понимаю, что некоторые люди пытаются так почтить память о погибшем, но, как по мне, это неправильно. Такие траурные мемориалы похожи на поклонение месту смерти человека, ведь именно здесь он погиб», — рассказывает Елена.

Кенотафы зачастую устанавливают родственники умершего на эмоциях, не думая о том, что за ним нужно ухаживать, как и за настоящим местом захоронения.

«Вдоль дороги есть символический памятник некому Николаю. Мужчина погиб в аварии 5 лет назад. Так как все его близкие находились в Москве, здесь он жил один. После его смерти на месте трагедии родня решила поставить крест. Вот все бы ничего, но только им неудобно за ним следить — расстояние мешает. Теперь он стоит весь в ржавчине и сорняках. И таких здесь много», — делится женщина.

По мнению Елены, подобную традицию можно понять, ведь каждый по-своему пытается пережить горе. Для кого-то кенотафы — это еще один способ сохранить память о погибшем.

Православная церковь относит к «надгробным колоннам» неоднозначно. Некоторые священнослужители считают, что могила должна быть только одна, в то время как другие полагают, что это выбор каждого.

«Церковь с уважением относится к желанию человека установить на месте гибели родного символический памятник. Нередко священнослужители идут навстречу, читая молитвы и освещая участок дороги, где погиб человек. Однако среди моих коллег есть те, кто придерживаются категоричного мнения, утверждая, что поминать усопших надо только на кладбище. Нередко люди неправильно понимают значение кенотафов, возводя возле дороги целые могильные комплексы: надгробия, оградки с искусственными цветочными корзинками и другой ритуальной атрибутикой. Часто это становится причиной споров в возмущений среди людей», — рассказывает священник Алексей Викторович.

Бесконечные памятки для водителей или помеха?

Потеря близкого человека — это всегда тяжело, особенно когда эта смерть внезапна. Как правило, людям требуется время, чтобы принять происшедшее. Однако некоторые психологи уверены, что родные ставят кенотафы вдоль дорого не для того, чтобы было легче пережить утрату, а из-за нежелания принимать горькую правду.

«Как вы, наверное, и сами могли заметить, родные устанавливают надгробия только в тех случаях, когда речь идет о неожиданной кончине в результате несчастного случая. Таким образом они смещают внимание с человека на пустую могилу, как бы продлевая жизнь усопшего. В некоторых случаях близкие стремятся так отдалиться от осознания, что жизнь не бесконечна. Кто-то же просто считает это нормой при процессе похоронных организаций, если человек погиб в аварии», — рассказывает психолог Ирина Савенко.

Правда, как замечает эксперт, впоследствии это плохо может отразиться не только на родственниках, но и на людях, вынужденных лицезреть траурную картину.

«Это малоприятные эмоции, когда ты видишь в неположенных местах ряды надгробных композиций. Особенно это давит на психику, когда люди видят подобное на трассах дальнего следования. Ведь, как правило, человек устает в пути, а здесь еще и такая негативная аура вокруг. Общественные правила на то и общественные, какая бы ситуация ни была — нужно думать о других. К тому же это может напугать не только взрослых, но и маленьких детей», —дополняет Ирина.

В социальных сетях тюменцы также поделились своим мнением по поводу «могил» вне кладбищ. Как оказалось, для многих подобные памятные мемориалы — это проявление дикарства в современном мире.

«Отказываюсь понимать такое. Для этого есть специальное место, где можно почтить память погибшего. Смерти бывают и в городе, и в квартире, и много где еще — не ставить же теперь памятники повсюду. Мало того, что они наводят жути, так еще и привлекают всяких торгашей продавать у дорог „красочные“ цветы для их надгробий», — делится Мария Андриянова.

Но есть и те, кого кенотафы предостерегают. Один из жителей областной столицы считает, что такие «опознавательные знаки» напоминают о соблюдении скоростных режимов на потенциально опасном участке.

«Интуитивно замедляю ход, когда в поле зрения попадают такие могилы. Они так и говорят тебе, что здесь аварийная зона. Лучше уж через два часа быть дома, чем через час в морге. Когда-то я ездил из Тюмени в Омутинку, насчитал в пути около 30 венков — сигналов о том, что жизнь одна и ее надо беречь», — рассказывает Юрий Зотов.

Однако, как отмечает региональная дорожная служба «Уралуправдор», самопроизвольные кенотафы вдоль полосы отвода дороги не разрешаются, так они не имеют ничего общего с обслуживанием трассы и могут отвлекать водителей от управления транспортом.

«Посторонних предметов, не имеющих отношению к обустройству дорожного участка, не должно быть. По правилам сотрудники обязаны их демонтировать, но здесь появляется человеческий фактор. Мы стараемся с пониманием относиться к обществу и зачастую сохраняем их, если они не представляют видимой помехи для водителей», — подытожил представитель пресс-службы «Уралуправдор» Наталья Коршун.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах