Анна Рахвалова против предрассудков. Девушка уверена: женщина на корабле - не к беде, а совсем наоборот, и доказать это готова собственным примером. Она - студентка Тюменского колледжа водного транспорта. Легко ли девушке научиться управлять судном и есть ли у нее шансы на трудоустройство после окончания колледжа, узнал корреспондент «АиФ – Тюмень».
О своей профессии девушка говорит не без гордости, уж она кем точно не хотела бы работать на судне, так это поваром. «Не лежит душа», - говорит Анна. Для энергичной, амбициозной, деятельной девушки нужна работа под стать характеру.
«За все время практики мне довелось две недели поработать поваром. Но это работа не для меня, хотя на судне профессия повара, между прочим, самая ответственная! В навигации одно из немногих удовольствий - вкусная еда, а если повар готовит невкусно, то тяжело приходится всей команде», - рассказывает Анна.
Не пришлась по душе девушке и должность матроса. Ее она «попробовала» в летней навигации 2017 года. На корабле матрос выполняет всю тяжелую работу, это одна из должностей рядового состава на судне. Помыть, прибрать, постирать - все это было на плечах Анны во время практики. Такая работа в очередной раз помогла понять ей, что она еще не скоро будет готова к семейной жизни.
Кругом одна вода
Чтобы получить разрешение управлять судном, мало окончить «земной» колледж. Путь к штурвалу долгий.
«Техник-судоводитель - это специальность речная, в итоге ты получаешь документ о профессиональном образовании, затем сдаешь экзамены в службе дипломирования и получаешь уже рабочий диплом. Так, мы уже сдавали квалификационные экзамены рулевого, моториста, и это позволяет нам работать на реке. Через несколько навигаций можно повысить квалификацию, к примеру, до третьего, второго помощника капитана и только потом, через несколько лет, занять должность капитана. Учеба в колледже не говорит о том, что ты можешь занять какую-то должность «на реке», - говорит Анна.
За спиной у Анны две навигации и в должности рулевого, моториста. Этим летом она может продипломироваться по должности третьего помощника капитана и работать. Опыт в помощи управления судном у нее уже есть.
«В этом году была навигация в Обской губе, и, в сравнении с речным судовым ходом, там было легче. Задаешь курс и уже по приборам ориентируешься, держишь теплоход по этому курсу. Ничего страшного и сложного нет, если вода спокойная. На реке сложнее, потому что очень много поворотов, здесь уже надо уметь «рулить» вручную», - рассказывает девушка.
Но на воде может случиться всякое. Так, в навигации 2016 года Анне пришлось помогать капитану управлять стареньким теплоходом, на котором из «умной» техники был лишь навигатор. К слову, ни один капитан на судне не надеется только на навигатор, ведь он не показывает различные образования на реке, не гарантирует того, что судно не сядет на мель.
«А именно это и случилось с нашим теплоходом - мы сели на мель. В итоге шли от Тюмени до Тобольска целый месяц, когда при хороших условиях можно добраться за три дня», - говорит Анна.
Во время навигации девушка не бывает дома по 3-4 месяца. За все это время в магазине она бывает всего пару раз, и то если посчастливится. Кругом одна вода и никаких благ цивилизации. Но есть в этом своя романтика, которую многим не понять.
«Это очень здорово: ты скучаешь по «большой земле», по людям, транспорту, гипермаркетам. В первое время после навигации чувствуешь себя дикарем, когда ходишь и оглядываешься по сторонам, наслаждаешься элементарной возможностью сходить в магазин», - объясняет Анна.
«На реке себя не вижу»
Чем ближе выпускной, тем острее встает вопрос с трудоустройством. По словам девушки, в Тюмени перспективы по трудоустройству есть, Тура хоть и мелкая, но судоходная, к тому же рядом Иртыш и Обь.
«Помимо грузовых, есть пассажирские теплоходы, поэтому можно устроиться работать на должность капитана. Но себя «на реке» не вижу. Если ничего не поменяется, то после окончания колледжа я попробую поступить в Академию морского речного транспорта им. Макарова в Санкт- Петербурге. Мне только нужно определиться: буду я работать на реке или на море. Если на море, то нужно будет учиться на судоводителя, а если на реке - понадобится механическое образование. Дело в том, что сейчас у нас механическое и судоводительское образование нужно получать по отдельности, хотя на практике все это совмещено. Я отучусь на судоводителя, но не имею права занимать командную должность, потому что у меня нет механического образования, - делится планами Анна.
Именно из-за того, что на практике судовождение и работа механика совмещены, Анна может без проблем починить что-то, если случится поломка. Конечно, масштабные ремонтные работы ей не по плечу, все же девушка она хрупкая.
«Но прикрутить болтик я смогу. Я понимаю, что такое инструменты, разбираюсь в них, с этим проблем у меня не возникнет», - улыбается Анна.
Главное - по душе!
В своей группе Анна - единственная девушка. Ни в учебе, ни на практике с пренебрежительным отношением коллег-мужчин она не сталкивалась. Свысока не смотрят, наоборот, юноши всегда готовы ей помочь, поддержать.
Сейчас девушка уверена: работа на реке, а еще лучше - на море - это ее мечта. Говорить о том, как здорово управлять судном, как хорошо на реке, подальше от цивилизации, она может часами. Азарт, которым загораются ее глаза, лучше всяких слов подтверждает, что в колледж она пришла совсем не для того, чтобы получить хоть какое-то образование.
«Этот шаг был обдуманным, взвешенным. Дело в том, что я долго не могла определиться со своим профессиональным будущим. Только в 22 года поняла, кем хочу себя видеть, с чем связать свою жизнь. Сейчас мне 25 лет, и в верности своего выбора я ни разу не усомнилась», - говорит Анна.
Девушка уверена: главное - найти профессию по душе, тогда и работа будет в радость, а где она - на суше, или на море - не имеет значения.