Примерное время чтения: 7 минут
3389

Единственная в группе. Как сибирячка учится на капитана корабля

Будущий капитан Анна Рахвалова.
Будущий капитан Анна Рахвалова. / Сирень Бабаева / АиФ

Анна Рахвалова против предрассудков. Девушка уверена: женщина на корабле - не к беде, а совсем наоборот, и доказать это готова собственным примером. Она - студентка Тюменского колледжа водного транспорта. Легко ли девушке научиться управлять судном и есть ли у нее шансы на трудоустройство после окончания колледжа, узнал корреспондент «АиФ – Тюмень». 

О своей профессии девушка говорит не без гордости, уж она кем точно не хотела бы работать на судне, так это поваром. «Не лежит душа», - говорит Анна. Для энергичной, амбициозной, деятельной девушки нужна работа под стать характеру.  

Девушка мечтает выйти в море на корабле
Девушка мечтает выйти в море на корабле Фото: АиФ/ Сирень Бабаева

«За все время практики мне довелось две недели поработать поваром. Но это работа не для меня, хотя на судне профессия повара, между прочим, самая ответственная! В навигации одно из немногих удовольствий - вкусная еда, а если повар готовит невкусно, то тяжело приходится всей команде», - рассказывает Анна. 

Не пришлась по душе девушке и должность матроса. Ее она «попробовала» в летней навигации 2017 года. На корабле матрос выполняет всю тяжелую работу, это одна из должностей рядового состава на судне. Помыть, прибрать, постирать - все это было на плечах Анны во время практики. Такая работа в очередной раз помогла понять ей, что она еще не скоро будет готова к семейной жизни. 

Кругом одна вода

Чтобы получить разрешение управлять судном, мало окончить «земной» колледж. Путь к штурвалу долгий. 

«Техник-судоводитель - это специальность речная, в итоге ты получаешь документ о профессиональном образовании, затем сдаешь экзамены в службе дипломирования и получаешь уже рабочий диплом. Так, мы уже сдавали квалификационные экзамены рулевого, моториста, и это позволяет нам работать на реке. Через несколько навигаций можно повысить квалификацию, к примеру, до третьего, второго помощника капитана и только потом, через несколько лет, занять должность капитана. Учеба в колледже не говорит о том, что ты можешь занять какую-то должность «на реке», - говорит Анна. 

За спиной у Анны две навигации и в должности рулевого, моториста. Этим летом она может продипломироваться по должности третьего помощника капитана и работать. Опыт в помощи управления судном у нее уже есть.

«В этом году была навигация в Обской губе, и, в сравнении с речным судовым ходом, там было легче. Задаешь курс и уже по приборам ориентируешься, держишь теплоход по этому курсу. Ничего страшного и сложного нет, если вода спокойная. На реке сложнее, потому что очень много поворотов, здесь уже надо уметь «рулить» вручную», -  рассказывает девушка. 

Но на воде может случиться всякое. Так, в навигации 2016 года Анне пришлось помогать капитану управлять стареньким теплоходом, на котором из «умной» техники был лишь навигатор. К слову, ни один капитан на судне не надеется только на навигатор, ведь он не показывает различные образования на реке, не гарантирует того, что судно не сядет на мель. 

«А именно это и случилось с нашим теплоходом - мы сели на мель. В итоге шли от Тюмени до Тобольска целый месяц, когда при хороших условиях можно добраться за три дня», - говорит Анна. 

Во время навигации девушка не бывает дома по 3-4 месяца. За все это время в магазине она бывает всего пару раз, и то если посчастливится. Кругом одна вода и никаких благ цивилизации. Но есть в этом своя романтика, которую многим не понять. 

«Это очень здорово: ты скучаешь по «большой земле», по людям, транспорту, гипермаркетам. В первое время после навигации чувствуешь себя дикарем, когда ходишь и оглядываешься по сторонам, наслаждаешься элементарной возможностью сходить в магазин», - объясняет Анна. 

«На реке себя не вижу»

Чем ближе выпускной, тем острее встает вопрос с трудоустройством. По словам девушки, в Тюмени перспективы по трудоустройству есть, Тура хоть и мелкая, но судоходная, к тому же рядом Иртыш и Обь. 

«Помимо грузовых, есть пассажирские теплоходы, поэтому можно устроиться работать на должность капитана. Но себя «на реке» не вижу. Если ничего не поменяется, то после окончания колледжа я попробую поступить в Академию морского речного транспорта им. Макарова в Санкт- Петербурге. Мне только нужно определиться: буду я работать на реке или на море. Если на море, то нужно будет учиться на судоводителя, а если на реке - понадобится механическое образование. Дело в том, что сейчас у нас механическое и судоводительское образование нужно получать по отдельности, хотя на практике все это совмещено.  Я отучусь на судоводителя, но не имею права занимать командную должность, потому что у меня нет механического образования, - делится планами Анна. 

работа на реке, а еще лучше - на море - это ее мечта
Работа на реке, а еще лучше - на море - это ее мечта Фото: АиФ/ Сирень Бабаева

Именно из-за того, что на практике судовождение и работа механика совмещены, Анна может без проблем починить что-то, если случится поломка. Конечно, масштабные ремонтные работы ей не по плечу, все же девушка она хрупкая. 

«Но прикрутить болтик я смогу. Я понимаю, что такое инструменты, разбираюсь в них, с этим проблем у меня не возникнет», - улыбается Анна. 

Главное - по душе!

В своей группе Анна - единственная девушка. Ни в учебе, ни на практике с пренебрежительным отношением коллег-мужчин она не сталкивалась. Свысока не смотрят, наоборот, юноши всегда готовы ей помочь, поддержать. 

Сейчас девушка уверена: работа на реке, а еще лучше - на море - это ее мечта. Говорить о том, как здорово управлять судном, как хорошо на реке, подальше от цивилизации, она может часами. Азарт, которым загораются ее глаза, лучше всяких слов подтверждает, что в колледж она пришла совсем не для того, чтобы получить хоть какое-то образование. 

«Этот шаг был обдуманным, взвешенным. Дело в том, что я долго не могла определиться со своим профессиональным будущим. Только в 22 года поняла, кем хочу себя видеть, с чем связать свою жизнь. Сейчас мне 25 лет, и в верности своего выбора я ни разу не усомнилась», - говорит Анна. 

Девушка уверена: главное - найти профессию по душе, тогда и работа будет в радость, а где она - на суше, или на море - не имеет значения. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах