13 ноября отмечают Международный день слепых. Согласно данным Международного агентства по профилактике слепоты, сегодня примерно 253 миллиона человек имеют нарушения зрения разной степени тяжести. Из них 36 миллионов тотально незрячие, а 19 миллионов — дети-инвалиды по зрению.
Двадцать лет назад тюменка Анна Фадеева потеряла зрение, но не силу духа и любовь к жизни. Она не просто смогла преодолеть трудности и приспособиться к новым реалиям, а стала учить незрячих детей.
Не упустить время
Сирень Бабаева, tmn.aif.ru: Анна Владимировна, с какими основными нарушениями зрения вы работаете?
Анна Фадеева: В основном я занимаюсь с тотально слепыми детьми. Когда только пришла в тифлопедагогику, самым частым диагнозом была ретинопатия недоношенных: оболочки глаз не успевали сформироваться, были очень хрупкими, происходило кровоизлияние в сетчатку, и ребенок переставал видеть или видел очень плохо. Последнее время чаще приходят дети с генетическими заболеваниями, такими как Амавроз Лебера, остеопетроз, микрофтальм и анафтальм. Чаще стала встречаться онкология глаз.
В каком возрасте лучше начинать коррекционную работу с незрячим ребенком?
— Чем раньше начинается абилитация, тем лучше. До 3- 4 месяцев малыши ничем не отличаются друг от друга, а потом у обычного ребенка активно подключается зрение, и слепой начинает постепенно отставать. Часто родители, пытаясь восстановить ребенку зрение, ездят по различным клиникам и упускают золотое время формирования важных навыков. Чем старше становится ребенок, тем сложнее их привить.

Какие чувства в первую очередь нужно развивать у незрячих малышей?
— Осязание и тактильная чувствительность — одни из важных сохранных анализаторов при отсутствии зрения, поэтому я уделяю много внимания его развитию. В тифлопедагогике есть классический дидактический материал. Мы любим пластилин разной структуры, глину, соленое тесто, воск и кинетический песок. Часто используем на занятиях предметы и игрушки разной структуры, размера и формы, например, доски с отверстиями, к которым нужно правильно подобрать фигурки. Различные мозаики, пирамидки, игры на липучках тоже помогают развить тактильную чувствительность.
Как незрячие малыши учатся ориентироваться в пространстве?
— Дома на помощь приходит слух. Я всегда советую родителям оставлять включенным источник звука, который находится в одном месте, — это будет подсказка ребенку. С малышом, который только-только начинает ходить, надо изучить препятствия, встречающиеся на его пути: мебель, углы, двери. На стене можно повесить тактильную картинку или просто календарь, чтобы малыш знал, что движется в правильном направлении. Разные коврики и дорожки, ручки на дверях тоже будут подсказками. На улице без тактильной трости не обойтись, но для детей есть его прототип — детские каталки-тележки.
Сегодня много различной техники, приборов, гаджетов, они не вытеснили «дедовские» способы помощи незрячим, например, ту же трость?
— Несмотря на многообразие «умных» помощников, главные атрибуты слепого — прибор с грифелем и тактильная трость. Система Брайля сейчас потихоньку уходит, уступая место современным аналогам, а вот альтернативу трости пока не разработали. В школе незрячие дети используют прибор «Школьник», помогающий им нарисовать на пленке рисунок и пальчиками его посмотреть. Есть различные устройства, обучающие слепых детей писать обычные плоскопечатные буквы, это нужно, чтобы они научились ставить подпись в документах и имели представление о том, как пишут обычные люди. Конечно, техника без визуального контроля (говорящие весы, градусники и тонометры, мультиварки и т.д.) тоже существенно упрощает быт.
Если говорить о серьезных устройствах, то стоят они дорого, но очень облегчают жизнь слепым. Например, брайлевский сканер. Он помогает читать тексты и сохранять прочитанную информацию. Брайлевский принтер может распечатать текст рельефно. Представьте, мама, уходя из дома, оставляет своему слепому ребенку записку на столе, и он сможет ее прочесть, или школьник, набрав текст в компьютере, распечатывает его и берет с собой на урок.

Важно стать самостоятельными
Помимо адаптации в быту, ребенка нужно социализировать. Могут ли такие дети учиться в обычных школах?
— Могут, но здесь важно, чтобы ребенок сам был готов к общению. Недавно я разговаривала с мамой, чья незрячая дочь учится в обычной школе. Женщина жаловалась, что девочка не отвечает на попытки одноклассницы наладить контакт. И такие ситуации, когда дети в классе хотят наладить общение, но незрячий ребенок «закрывается», встречаются нередко. Порой родители сами не дают возможности детям подружиться. В этом году два моих ученика пошли в 5 класс обычной школы, но их мамы по очереди сидят в коридоре, чтобы на перемене отвести детей в другой кабинет. Я считаю это ненормально, ведь помочь могут одноклассники. Чтобы быть самостоятельными, детям нужно стать как можно раньше мобильными и активными. Одноклассникам достаточно было бы объяснить, в какой помощи они нуждаются и как правильно ее оказать.
Но ведь родители, дежуря в школьном коридоре, хотят как лучше, стараются уберечь детей от возможных обидчиков, от ситуаций, когда им понадобится помощь, а рядом никого не окажется.
— Гиперопека — дорога, ведущая в полную зависимость от других людей. Самостоятельному подростку с плохим зрением или вообще без него в жизни всегда легче, чем зависимому. И чем раньше родители поймут это, тем проще будет их ребенку в жизни.
До определенного времени родители — глаза ребенка. Но не надо делать работу за него, нужно объяснять, подробно и понятно. Например, рассказывать все, что происходит на улице во время прогулки или на экране телевизора, как устроен тот или иной предмет, как правильно надеть майку или сандалии. И у каждого ребенка должны быть свои обязанности.
Как подготовить ребенка с нарушением зрения к поступлению в детский сад или школу?
— Разговаривать с ним об этом, объяснять, поиграть дома в детсад или школу. Если кроме отсутствия зрения у малыша больше нет проблем со здоровьем, ему несложно будет понять, чем занимаются дети в саду. Желательно выводить ребенка в игровые центры и на площадки возле дома, чтобы он учился общаться с другими детьми. Если ребенок поступает в школу из садика, процесс адаптации проходит гораздо легче. Ну а если родители решили отдать ребенка в специализированный и 7c4 нтернат, из которого школьников забирают на выходные, здесь, конечно, нужна дополнительная подготовка. И опять же, чем самостоятельнее будет ребенок, тем легче он освоится в новых условиях.
Детям с нарушениями зрения важно в будущем получить профессию, в каких сферах такие ребята могут найти себя?
— Мои знакомые студенты учатся на психологов, журналистов, планируют стать радиоведущим, тифлопедагогов, массажистов, историков, тестировщиков специальных программ. Считаю, что при отсутствии зрения можно работать еще переводчиком и звукорежиссером.
Анна Владимировна, с какими стереотипами незрячим людям чаще всего приходится сталкиваться?
— Их два: при встрече люди начинают почему-то говорить громко и, если я с кем-то пришла, обращаются к сопровождающему, а не ко мне. Что удивительно, даже врачи-офтальмологи этим грешат, хотя, казалось бы!