Аргументы и Факты
tmn.aif.ru
16+
Тюмень
Аргументы и Факты
tmn.aif.ru
16+
Тюмень
Примерное время чтения: 9 минут
97

Мир на ощупь. Тифлопедагог – о том, почему гиперопека вредна слепым детям

13 ноября отмечают Международный день слепых. Согласно данным Международного агентства по профилактике слепоты, сегодня примерно 253 миллиона человек имеют нарушения зрения разной степени тяжести. Из них 36 миллионов тотально незрячие, а 19 миллионов — дети-инвалиды по зрению.

Двадцать лет назад тюменка Анна Фадеева потеряла зрение, но не силу духа и любовь к жизни. Она не просто смогла преодолеть трудности и приспособиться к новым реалиям, а стала учить незрячих детей.

Не упустить время

Сирень Бабаева, tmn.aif.ru: Анна Владимировна, с какими основными нарушениями зрения вы работаете?

Анна Фадеева: В основном я занимаюсь с тотально слепыми детьми. Когда только пришла в тифлопедагогику, самым частым диагнозом была ретинопатия недоношенных: оболочки глаз не успевали сформироваться, были очень хрупкими, происходило кровоизлияние в сетчатку, и ребенок переставал видеть или видел очень плохо. Последнее время чаще приходят дети с генетическими заболеваниями, такими как Амавроз Лебера, остеопетроз, микрофтальм и анафтальм. Чаще стала встречаться онкология глаз.

В каком возрасте лучше начинать коррекционную работу с незрячим ребенком?

— Чем раньше начинается абилитация, тем лучше. До 3- 4 месяцев малыши ничем не отличаются друг от друга, а потом у обычного ребенка активно подключается зрение, и слепой начинает постепенно отставать. Часто родители, пытаясь восстановить ребенку зрение, ездят по различным клиникам и упускают золотое время формирования важных навыков. Чем старше становится ребенок, тем сложнее их привить.

Фото: Личный архив Анны Фадеевой

Какие чувства в первую очередь нужно развивать у незрячих малышей?

— Осязание и тактильная чувствительность — одни из важных сохранных анализаторов при отсутствии зрения, поэтому я уделяю много внимания его развитию. В тифлопедагогике есть классический дидактический материал. Мы любим пластилин разной структуры, глину, соленое тесто, воск и кинетический песок. Часто используем на занятиях предметы и игрушки разной структуры, размера и формы, например, доски с отверстиями, к которым нужно правильно подобрать фигурки. Различные мозаики, пирамидки, игры на липучках тоже помогают развить тактильную чувствительность.

Как незрячие малыши учатся ориентироваться в пространстве?

— Дома на помощь приходит слух. Я всегда советую родителям оставлять включенным источник звука, который находится в одном месте, — это будет подсказка ребенку. С малышом, который только-только начинает ходить, надо изучить препятствия, встречающиеся на его пути: мебель, углы, двери. На стене можно повесить тактильную картинку или просто календарь, чтобы малыш знал, что движется в правильном направлении. Разные коврики и дорожки, ручки на дверях тоже будут подсказками. На улице без тактильной трости не обойтись, но для детей есть его прототип — детские каталки-тележки.

Сегодня много различной техники, приборов, гаджетов, они не вытеснили «дедовские» способы помощи незрячим, например, ту же трость?

— Несмотря на многообразие «умных» помощников, главные атрибуты слепого — прибор с грифелем и тактильная трость. Система Брайля сейчас потихоньку уходит, уступая место современным аналогам, а вот альтернативу трости пока не разработали. В школе незрячие дети используют прибор «Школьник», помогающий им нарисовать на пленке рисунок и пальчиками его посмотреть. Есть различные устройства, обучающие слепых детей писать обычные плоскопечатные буквы, это нужно, чтобы они научились ставить подпись в документах и имели представление о том, как пишут обычные люди. Конечно, техника без визуального контроля (говорящие весы, градусники и тонометры, мультиварки и т.д.) тоже существенно упрощает быт.

Если говорить о серьезных устройствах, то стоят они дорого, но очень облегчают жизнь слепым. Например, брайлевский сканер. Он помогает читать тексты и сохранять прочитанную информацию. Брайлевский принтер может распечатать текст рельефно. Представьте, мама, уходя из дома, оставляет своему слепому ребенку записку на столе, и он сможет ее прочесть, или школьник, набрав текст в компьютере, распечатывает его и берет с собой на урок.

Фото: Личный архив Анны Фадеевой

Важно стать самостоятельными

Помимо адаптации в быту, ребенка нужно социализировать. Могут ли такие дети учиться в обычных школах?

— Могут, но здесь важно, чтобы ребенок сам был готов к общению. Недавно я разговаривала с мамой, чья незрячая дочь учится в обычной школе. Женщина жаловалась, что девочка не отвечает на попытки одноклассницы наладить контакт. И такие ситуации, когда дети в классе хотят наладить общение, но незрячий ребенок «закрывается», встречаются нередко. Порой родители сами не дают возможности детям подружиться. В этом году два моих ученика пошли в 5 класс обычной школы, но их мамы по очереди сидят в коридоре, чтобы на перемене отвести детей в другой кабинет. Я считаю это ненормально, ведь помочь могут одноклассники. Чтобы быть самостоятельными, детям нужно стать как можно раньше мобильными и активными. Одноклассникам достаточно было бы объяснить, в какой помощи они нуждаются и как правильно ее оказать.

Но ведь родители, дежуря в школьном коридоре, хотят как лучше, стараются уберечь детей от возможных обидчиков, от ситуаций, когда им понадобится помощь, а рядом никого не окажется.

— Гиперопека — дорога, ведущая в полную зависимость от других людей. Самостоятельному подростку с плохим зрением или вообще без него в жизни всегда легче, чем зависимому. И чем раньше родители поймут это, тем проще будет их ребенку в жизни.

До определенного времени родители — глаза ребенка. Но не надо делать работу за него, нужно объяснять, подробно и понятно. Например, рассказывать все, что происходит на улице во время прогулки или на экране телевизора, как устроен тот или иной предмет, как правильно надеть майку или сандалии. И у каждого ребенка должны быть свои обязанности.

Как подготовить ребенка с нарушением зрения к поступлению в детский сад или школу?

— Разговаривать с ним об этом, объяснять, поиграть дома в детсад или школу. Если кроме отсутствия зрения у малыша больше нет проблем со здоровьем, ему несложно будет понять, чем занимаются дети в саду. Желательно выводить ребенка в игровые центры и на площадки возле дома, чтобы он учился общаться с другими детьми. Если ребенок поступает в школу из садика, процесс адаптации проходит гораздо легче. Ну а если родители решили отдать ребенка в специализированный и 7c4 нтернат, из которого школьников забирают на выходные, здесь, конечно, нужна дополнительная подготовка. И опять же, чем самостоятельнее будет ребенок, тем легче он освоится в новых условиях.

Детям с нарушениями зрения важно в будущем получить профессию, в каких сферах такие ребята могут найти себя?

— Мои знакомые студенты учатся на психологов, журналистов, планируют стать радиоведущим, тифлопедагогов, массажистов, историков, тестировщиков специальных программ. Считаю, что при отсутствии зрения можно работать еще переводчиком и звукорежиссером.

Анна Владимировна, с какими стереотипами незрячим людям чаще всего приходится сталкиваться?

— Их два: при встрече люди начинают почему-то говорить громко и, если я с кем-то пришла, обращаются к сопровождающему, а не ко мне. Что удивительно, даже врачи-офтальмологи этим грешат, хотя, казалось бы!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах