Каждый год сотни тысяч православных в праздник Крещения Господня приходят к городским водоемам, чтобы погрузиться в ледяную прорубь. Это давняя традиция и кажется, будто так было всегда. Но как проходило Крещение в эпоху атеизма? Подробнее в материале tmn.aif.ru
Под маской зимнего плавания
Кандидат исторических наук ТюмГУ Александр Фокин рассказывает, что отношение к церковным обрядам в разные периоды советского прошлого отличалось. К примеру, самыми суровыми были 1920-е и 1950-е гг. В это время существовал жесткий запрет на проведение Крещенских купаний.
«В конце 1950-х – начале 1960-х гг. при Никите Хрущеве проходила серьезная антирелигиозная политика. И не дай бог, если кто-то из членов партии, к примеру, принял бы участие в Крещенских купаниях. Тогда это сложно было представить. Но если бы подобное случилось, человека бы сразу же исключили из партии, отобрали членский билет и так далее», – отмечает историк.
В советский период некоторым верующим также приходилось идти на ухищрения.
«В конце 1960-1970-х гг. Крещенские купания маскировали под секции моржей. Желающие приходили на эти купания. Люди погружались в ледяную воду, естественно, без всякой подготовки. И в случае чего на скорую медпомощь можно было не рассчитывать. Это сейчас медики дежурят возле каждой купели», – говорит Александр Александрович.
При Брежневе в больших городах, по словам эксперта, некоторые храмы проводили обряды Крещения, но власть зорко следила за тем, чтобы в подобных мероприятиях не участвовала комсомольская молодежь. Вообще, по словам Фокина, интерес у общества к религии в эти годы стал появляться благодаря фигуре отца Александра Меня, который впоследствии трагически погиб.
Все изменила перестройка
С возрождением интереса к церковным традициям в 90-х годах XX века Крещенские купания приобрели оргомную популярность.
«Я отлично помню, что первый праздник Крещения в советской Тюмени прошел после 1988 года. Я тогда еще служил в КГБ. Ко мне в то время обратился Владыка Димитрий посоветоваться, где лучше сделать иордань. Ведь исторически в нашем городе купель делали в том месте, где сейчас находится мост Влюбленных. Там раньше стоял Благовещенский собор (в 1932 г. он был взрован большевиками, – прим. ред.). Я эту идею отсек, так как на мосту могло скопиться большое количество людей, и он бы мог попросту не выдержать. В итоге Крещение провели в Заречном микрорайоне», – отмечает историк-краевед Александр Петрушин.
С тех пор Крещенские купания приобрели широкий масштаб. И с каждым годом желающих окунуться в иордань меньше не становится.