Примерное время чтения: 14 минут
72

Казенный дом. Как живут дети-инвалиды в интернатах

Ирина Якунина / АиФ

В России первое учреждение для детей с ментальными и физическими отклонениями появилось в 19 веке. Для того времени характерно было не уделять достаточного внимания детям с особенностями здоровья. Но с годами дома-интернаты развивались и становились лучше. Только по сей день отношение к ним зачастую негативное. Подробнее — в материале tmn.aif.ru.

«Страшилки из интернета»

Реабилитационные дома для детей-инвалидов становятся спасением для семей, где растет ребенок с тяжелыми нарушениями здоровья. Определение его в подобное учреждение для родителей становится тяжелой и вынужденной мерой, когда возможностей обеспечить необходимый уход и постоянно находиться рядом с ребенком у близких нет.

Многие мамы и папы, изучая различные варианты подобных учреждений, нередко находят на просторах интернета жуткие истории о качестве ухода за больными детьми. Директор Детского психоневрологического дома-интерната Людмила Рожкова рассказала tmn.aif.ru, что бросило тень на эти социальные учреждения.

«За последние 8-9 лет действительно все больше стало появляться новостей о некачественном уходе за больными людьми, которые как никто нуждаются в заботе государства. Такие истории отпечатываются в мыслях людей. К тому же, дома-интернаты всегда считались в народе «казенными», а значит — там только кровать, тумбочка, стул да шкафчик. Временами появляются сюжеты про малооборудованные, с голыми стенами социальными заведениями, они также формирует у людей отрицательное представление о нас», — поясняет Людмила Рожкова.

По словам Людмилы, в их доме-интернате уже много лет создают теплую, домашнюю, а главное понятную для особенных детей атмосферу.

«Ломаем стереотипы»

Детский психоневрологический дом-интернат в селе Успенка (Тюменская область) открыли в 1982 году. В учреждение было 205 спальных мест. Здесь заботились не только о местных ребятах, но и о воспитанниках из других районов.

Исторически сложилось так, что все реабилитационные центры находятся за городом. По мнению эксперта, это обусловлено не только тем, что особенным детям важно уединение с природой, но и тем, что в прошлом веке социальные дома сами обеспечивали себя едой.

«Под строительство таких учреждений всегда выделяли землю для возделывания каких-либо культур. Проживающие люди всегда здесь трудились. Мы не стали исключением, у нас тоже есть теплицы. Ребята с удовольствием следят за будущим урожаем, им помогают в этом сотрудники учреждения», — дополняет Людмила.

Теплица, где воспитанники успенксого дома-интерната выращивают томаты/Фото: АиФ — Тюмень

Правда, как отмечает директор успенского дома-интерната, на сегодняшний день они не выращивают овощи в таком огромном масштабе, как это было раньше. Условия позволяют особенным детям делать это ради удовольствия, а не для пропитания. Питание у воспитанников центра пятиразовое, они получают сбалансированную пищу, а на столах всегда есть фрукты и сладости.

Грядки с различной культурой Фото: АиФ — Тюмень

В успенском доме-интернате живут ребята с заболеваниями нервной системы и физическими патологиями разной степни тяжести. В зависимости от состояния, они учатся. Но в расписание каждого подопечного входят курсы социальной реабилитации, которые помогут им понять нюансы самостоятельной жизни и не растеряться в «большом мире».

"Ребятишки делают по утрам все то же, что и обычные дети: умываются, одеваются, чистят зубы и заправляют постель. Конечно, насколько у них это получается. В любом случае, внимательные сотрудники всегда помогут. В первой половине дня у детей школа, потом прогулки и занятия по интересам. Кто-то делает поделки, кто-то рисует или поет, у нас есть мальчик, которые любит вязать. Свое личное пространство они могут обустраивать, как захотят: у многих весят грамоты и плакаты любимых музыкальных групп. Жизнь особенных детей проходи так, как она была бы устроена у них дома», — дополняет Людмила.

Воспитанники успенского дома-интерната собирают картину из алмазной мозаики /Фото: АиФ — Тюмень

С помощью специальных программ — 3D-город и квартира, персонал социализирует особенных детей к бытовой рутине, прогулкам в парках, а также походу в магазин или кафе. Помимо этого сотрудники учат ребят и в условиях реальности.

Спальное место детей-иванлидов в успенском доме-интернате/Фото: АиФ — Тюмень

«Как заботливые мамы, мы показываем и рассказываем им роль определенных элементов благоустройства. Например, недавно мы выезжали и знакомили детей с остановками, объясняли, что к ним подъезжает общественный транспорт и люди могут уехать в разные места», — говорит Людмила.

Как отмечает эксперт, самое сложное — это научить особенных детей пользоваться деньгами.

"Все-таки глубокая умственная отсалость накладывает определенный отпечаток на восприятие информации. Как бы мы не старались, сколько бы ни играли в оборот с деньгами, научить пониманию роли финансов в жизни современного человека — это самое трудное, парой даже нереальное. Но мы не сдаемся, обучаем всему насколько это возможно. Дети с тяжелыми формами хронических заболеваний, так же как и все проходят курс реабилитации, чтобы жить сравнительно нормальной жизнью. Но им всегда необходим будет уход в специализированных учреждениях», — рассказывает эксперт.

Однако не всегда сложности мешают особенным детям осваивать новые горизонты. Некоторые ребята после реабилитации смогли успешно справиться со всеми трудностями бытовой рутины и вышли в «большой мир» из стен успенского дома-интерната.

Обеденная зона детей с особенностями в развитии в успенском доме-интернате/Фото: АиФ — Тюмень

«Таких детей-инвалидов много. Часть из них нашла себе работу. Но несмотря на то, что они больше не являются нашими воспитанниками, учреждение все равно их поддерживает. Если что-то непонятно, обязательно подскажем. Стоит отметить, что сейчас мы как раз возим трех ребятишек в техникум, у них хорошие результаты. В будущем это поможет им при устройстве на работу», — отмечает Людмила Рожкова.

Но тут стоит учитывать, по мнению эксперта, что дети с особенностями в развитии не могут жить совсем одни. Им необходима поддержка заинтересованных людей. Не только сотрудников интерната, но и близких родственников.

«Мы проживаем эту жизнь вместе»

Родители могут навещать детей практически в любое время, заранее предупредив администрацию, ведь дети часто отправляются на экскурсии или праздничные мероприятия в сопровождении персонала.

Праздничное мероприятие в успенском доме-интенрате/Фото: АиФ — Тюмень

«Конечно, стоит учитывать особенности распорядка нашего интерната, чтобы приезд не был впустую. Но строгих ограничений для встреч нет. Мы даже можем организовать комнату для ночевки и питание для родителей или родственников, которые приехали издалека», — добавляет Людмила.

Как правило, мамы и папы своих ребятишек с особенностями не бросают. Они помогают им готовиться к началу учебного года и частенько забирают домой на праздники. В тех редких случаях, когда о ребенке забывают, учреждение принимает соответствующие меры

"Встает вопрос о полном или частичном лишении родительских прав. Также мы следим за четким контролем выплат алиментов и соблюдением передачи определенного имущества ребенку», — дополняет эксперт.

Зачастую дети с различными отклонениями настолько привыкают к заботливому персоналу, что принимают их за своих самых близких людей.

«Трепетное отношение сотрудников и их постоянное присутствие с ребятами дают о себе знать. Они воспринимают их, как своих братьев и сестер. Некоторые даже называют мамами», — рассказывает Людмила

Прикипают душой к воспитанникам и персонал дома-интерната. Многие сотрудники работают здесь годами.

"Они чувствуют свою роль в социализации детей-инвалидов. Специалисты и персонал отдают всего себя этой работе, очень привязываются к детям. Но тут, как правило, всегда есть обратная сторона медали: эмоциональное выгорание. Чтобы это не было я никогда не забываю поздравлять их с праздниками, на общий собраниях хвалю за проделанную работу, вручаю благодарственные грамоты», — дополняет эксперт.

Также Людмила Рожкова отметила, что несмотря на наличие лицензии на амбулаторную помощь, социальный интернат не является больницей.

Специализированное кресло для детей-инвалидов/Фото: АиФ — Тюмень

«Ни один дом-интернат не является медицинским учреждением, здесь оказывают специализированную помощь с учетом своих возможностей. В нашем заведение дети-инвалиды требуют постоянный уход узких специалистов, поэтому у нас есть три медицинских круглосуточных поста. Там работаю врачи: педиатры, неврологи и психиатры. Недавно мы получили разрешение на стоматологический кабинет и рентген-обследование. Это позволяет избежать лишние негативные эмоции для особенных детей. Также у нас есть замечательный аппарат с помощью, которого можно снимать энцефалограммы. Большая часть — 80% детей имеют эпилепсию наряду с различными психическими заболеваниями. В больницах им сложно дается указания врача, в добавок много постороннего шума влияет на их самочувствие. Поэтому наличие таких „агрегатов“ у нас значительно облегчают процедуру», — рассказывает Людмила.

Кстати, жители села также могут воспользоваться услугами социального учреждения в случае, если им необходимо суточное мониторирование, рентген-снимок или лечение у дантиста.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах