В пасхальный вечер для тюменцев организовали необычный гастроужин «О челдонах — русских старожилах Сибири». Блюда минувшей эпохи и эксперты в тематических костюмах погрузили гостей мероприятия в атмосферу прошлых лет. Анатолий Мальцев, носитель старожильческой культуры, в паре с экскурсоводом Оксаной Климеровой рассказали о традициях народа, который поселился в суровом крае еще до Ермака. Подробнее — в материале tmn.aif.ru
По своей воле
Тюменский гастроисследователь и организатор исторических ужинов Лидия Носова уже восьмой год знакомит земляков с удивительными фактами из истории региона. В минувшие выходные горожане узнали о сибирских старожилах, известных в народе как челдоны. Примечательно, что происхождение этого слова до сих пор остается неточным, поэтому в словарях можно увидеть написание как через «Е» — челдон, так и через «А».

«Народная этимология определяет первый вариант как сокращение — человек с Дона. (Первые казаки, пришедшие в Сибирь, могли быть донскими казаками. — Прим. Ред.). Однако в первом издании толкового словаря В. И. Даля 1866 года это слово обозначается иначе: чалдон — бродяга, варнак, каторжник с указанием на заимствование из монгольского языка», — рассказывает Оксана Климерова.
С чего начался их путь, рассказал Анатолий Мальцев, приехавший в «столицу деревень» из глубинки.
«Челдоны — это русское население, которое обосновалось в Сибири с XVI века — от западной и до восточной вплоть до Иркутской области. Сначала слово „челдон“ было нарицательным, ругательным. Но позже негативный оттенок сменился на нейтральный, обозначающий просто сибирского старожила, — говорит Анатолий. — Внешне челдоны — европеоиды со светлыми глазами, но в их облике есть черты монголоидности: смуглая кожа, узкий разрез глаз и „монгольское пятно“, которое проходит у челдонов с возрастом. Кстати, именно поэтому сибиряков называли „желтопупыми“».

Азиатские черты лица стали результатом метисных браков — челдоны, оказавшись на новой земле, брали в жены инородческих красавиц. На гастроужине была представлена фотография челдонской семьи, мужчины которой, будучи ямщиками, частенько ходили в сторону Обдорска и привозили себе остяцких жен.
Любовь сибиряков к чаю была настолько велика, что за один прием челдоны выпивали по пять-шесть кружек травяного напитка. Порой даже название старожильческой группы населения трактовалось как «чайдоны», в том смысле, что «чай дают».
В плане характера земляки проявляли независимость и тягу к свободе. Этот народ славился и своим достатком — в их доме всего было вдоволь.
К слову о быте, изба чалдонов была поделена на мужскую и женскую половины, где каждый член семьи выполнял определенные обязанности. Например, женщинам было запрещено заниматься ремонтом или столярным делом, а мужчинам, в свою очередь, готовить пищу, стирать, убирать и ухаживать за детьми.
Еда предков
Блюда с историческим кодом приготовил шеф-повар ресторана «Mesto Gusto» Александр Борадулин и его команда.

Тюменцы попробовали на вкус икряники с дымной сметаной, карася, запеченного в печи на ольхе с мятой репой и икрой щуки, а также лосятину, томленную в квасе с сушеным творогом и картовником, — запеканка из картофеля, где корнеплоды нарезают слайсами.
Современные гурманы оценили и каленые яйца с вяленым мясом и провесной осетриной, приготовленные в настоящей печи. Кулинарным изыском на столах стали и маржетки. В качестве эксперимента главный кулинар приготовил их из черемуховой и ржаной муки. Поэтому текстура десерта больше напоминала сладкий хлеб, а не хворост.

Также тюменцы продегустировали творожную пасху с черникой и овсяно-ромашковый кисель с добавлением гречишного меда. Александр Борадулин отметил, что готовить из ингредиентов, несущих в себе отпечаток сибирского прошлого — ценный опыт.
Финальным аккордом исторического ужина стали подарки от партнера-компании «Локситан». Между гостями разыграли и авторское украшение от Ирины Ненашевой, а также сертификаты на экскурсию в знаменитую пивоварню города «Заречная».

По словам Лидии Носовой, гости исторических ужинов не только дегустируют любимые блюда соотечественников, но и погружаются в их быт. Тем самым сохраняют культуру и традиции нашего края.