В Тюмени состоялся первая межрегиональная конференция по информационной безопасности в Уральском федеральном округе «Инфофорум». Событие объединило более 600 участников, а одной из ключевых тем стала тема защиты маленьких жителей региона в Сети. Глава региона Александр Моор презентовал портал о детской кибербезопасности для детей, их родителей и педагогов.
О том, какие опасности грозят юным пользователям интернета, что могут сделать для их защиты родители и педагоги, рассказал спикер «Инфофорума», руководитель направления по детской онлайн-безопасности в «Лаборатории Касперского» Андрей Сиденко.
Не следим, а просвещаем
Сирень Бабаева, tmn.aif.ru: Андрей, межрегиональный форум Инфотех состоялся в Тюмени в первый раз, чему было посвящено ваше выступление?
Андрей Сиденко: На форуме мы обсудили основные аспекты кибербезопасности детей: с какими угрозами сталкиваются юные пользователи, каким рекомендациям стоит следовать, чтобы защитить себя и свои данные. Я выступал на ключевой сессии и было много вопросов из зала о том, какой карьерный трек можно выбрать сегодняшним школьниками и студентам колледжей, чтобы найти интересную работу. Речь идет не только об умении программировать и знать основные аспекты медиаграмотности, уметь работать с разными устройствами, но и о том, что необходимо хорошо знать математику и английский язык. Потому что компетенции специалиста по информационной безопасности могут быть различными, так как эта сфера работы подразумевает широкий спектр знаний.
В нашем регионе запустили портал о детской кибербезопасности. Когда речь заходит об этой теме, много говорят о том, как родителям защитить детей в Сети, а может ли что-то сделать школа в рамках кибербезопасности учеников?
— Я считаю, детям нужен такой предмет, как информационная безопасность. Вопрос только в его формате: классный час, цифровой ликбез или часть урока информатики. На мой взгляд, лучше, если это будет отдельный предмет, в котором сосредоточены все аспекты, связанные с цифровой безопасностью. Но не надо забывать, что огромная ответственность в первую очередь лежит на родителях. Только они решают, давать ребенку гаджет или нет, и отвечают за то, какой контент юный пользователь потребляет. Зачастую ребенок начинает пользоваться интернетом намного раньше, чем сядет за школьную скамью. Однако мамы и папы даже не всегда знают, что ребенок там смотрит, чем интересуется.
Почему-то родители рассказывают сыну или дочке о том, что нельзя разговаривать с незнакомцами, брать у них что-то, объясняют, как вести себя на улице, а об угрозах в виртуальном мире не говорят. Поскольку ребенок с гаджетом в руках сидит рядом с ними, создается иллюзия безопасности, а это не всегда так. В интернете можно взаимодействовать не только с контентом, но и с другими людьми, а это могут оказаться люди с нехорошими намерениями.
Минимум, что могут сделать родители для безопасности ребенка в сети — включить родительский контроль, завести себе профиль в сервисах, которыми пользуется их ребенок. Как минимум это может помочь ограничить негативный контент на самой платформе.
С какого класса нужно вводить уроки кибербезопасности?
— Я считаю, это можно делать уже в начальной школе. Однако не как урок, а в форме бесед. Исходя из своего опыта, могу сказать, что уже во втором классе дети прекрасно разбираются в том контенте, с которыми они взаимодействуют в Сети.
Они прекрасно знают, как использовать голосовые помощники, как взаимодействовать с другими пользователями в компьютерных играх, владеют базовыми знаниями по защите аккаунта. Тем не менее, они запросто могут попасться на уловки злоумышленников в играх, в соцсетях, незнакомый человек может втереться им в доверие и попросить отправить личные фотографии, которыми потом будет шантажировать ребенка, запугивать.
Важный аспект безопасности детей в интернете — доверительные отношения с родителями, чтобы они всегда могли поделиться с ними всем, что их тревожит и волнует, а не пытались сами разрешить проблему.
А если ребенок решил стать юным блогером?
— Помимо тщательного отбора контента, которым он будет делиться, ребенку лучше полностью запретить взаимодействие с незнакомыми людьми. Запретить, например, входящие звонки с незнакомых номеров, сообщения, запросы в друзья. Чтобы он мог взаимодействовать только с теми, кто есть у него в книге контактов. Иными словами, все действия должны проходить под присмотром взрослого человека.
Как вы считаете, в школах должны следить за соцсетями учеников?
— Это очень сложный вопрос. Механизмы регулирования контента — противоправного, деструктивного — в самих социальных сетях развиты достаточно хорошо и, по большому счету, нет необходимости вручную проверять, какие видео, посты предлагает соцсеть. Если говорить о «слежке», это очень сложно сделать, да и у учителей полно других забот и работы. А чтение переписки учеников я однозначно не поддерживаю. Намного эффективнее даже с точки зрения дальнейшей жизни ребенка развивать его культуру общения как в реальном мире, так и в сети. Следуетнаучить его определять, что такое хорошо и что такое плохо, критически относиться к информации в интернете. Он должен оценить все риски, прежде чем участвовать в каких-то челленджах, выкладывать свое фото, свои данные.

Скроллинг с пользой
Согласно анонимизированным данным, полученным в результате срабатывания решения Kaspersky Safe Kids с января по март 2025 года, лидером по использованию у юных тюменцев стал Telegram — на него пришлось 23,5% времени в топ-10 приложений. На втором месте — Roblox (18,5%), третье место занял TikTok (14%). Какие угрозы с точки зрения кибербезопасности есть в этих ресурсах?
— Прежде всего, различные виды онлайн-мошенничества. В Телеграмме злоумышленники могут связаться с ребенком и попытаться украсть его аккаунт под видом доступа к какому-то интересному контенту, например, к фотографиям. Суть в том, что нужно оставить свой номер телефона, а потом подтвердить кодом верификации. Получив доступ к аккаунту, мошенники могут читать переписку, получить персональные данные, от имени ребенка пересылать сообщения уже по его книге контактов. Среди необычных способов — использование ботов внутри каких-то платформ мессенджера, когда информация о пользователях собирается в автоматическом режиме.
Roblox — очень популярный ресурс у современных детей, внутри которого можно найти много разных игр. Родителям не нужно сразу отвергать и запрещать ребенку использование платформы. Лучше самим поиграть, посмотреть, что это такое, какие игры подходят ребенку, а от каких пока лучше отказаться. При правильном подходе в Roblox можно найти полезные развлечения с элементами обучения.
Угрозы в этом случае опять же связаны с мошенниками, которые могут предложить пользователям, например, подарить внутриигровую валюту в обмен на персональные данные или доступ к аккаунту. Ребенку стоит объяснить, что можно обойтись без валюты, просто игровой процесс будет дольше. Откровенный, деструктивный контент, там, конечно, удаляется, сама платформа достаточно серьезно следит за этим.
Замыкающий топ популярных приложений у тюменских подростков ТикТок как платформа очень сильно меняется. Традиционные угрозы в виде онлайн-мошенничества тут сведены к минимуму, поскольку механизмы фильтрации внутри самой сети f75 срабатывают отлично. Но родители часто считают за угрозу сам факт того, что ребенок проводит в соцсети слишком много времени. Чтобы скроллинг ленты был полезным, я бы рекомендовал родителям самим формировать поисковый запрос, например, делая запросы на популярные образовательные каналы в ТикТоке. Для этого нужно вместе с ребенком посмотреть подобные ролики, каналы, а дальше алгоритмы сами будут выдавать соответствующий контент.
Для любых приложений, мессенджеров, игр актуальна одна проблема: проводя в них много времени, дети, сами того не подозревая, могут оставлять много данных о себе. Поэтому важно объяснить юному пользователю, что не нужно выгружать свои фотографии, личные данные, любую информацию, которую можно использовать против них. Лучше воздержаться от комментариев, содержащих нецензурные выражения, агрессию, буллинг. И речь даже не о сиюминутной опасности, а о последствиях в перспективе: когда уже взрослые пользователи, например, будут трудоустраиваться, а работодатели найдут сомнительный контент, опубликованный соискателем в подростковом возрасте и юношеское бунтарство сыграет с ним злую шутку, приведет к репутационным рискам.
Детям с 14 лет детям разрешили регистрироваться в Госуслугах, как вы к этому относитесь?
— С одной стороны, это очень удобно, непосредственно взаимодействовать, например, с каким-то сервисом при поступлении в вуз. С другой, могут быть определенные риски. Мое отношение к этому на данный момент осторожное. Я бы не сказал, что это очень опасно, так как там речь идет не о полноформатных государственных услугах, как у взрослых, а лишь об определенных сервисах.
Но нужно объяснить ребенку, как выбирать нужный пароль, что он должен в себе содержать. Главное, он должен быть уникальным, непохожим на пароли в других сервисах. Нужна двухфакторная аутентификация.