Очевидно, что карьера - это развитие, рост человека в профессиональной деятельности.
Развиваться можно в рамках своей профессии, совершенствуя навыки, получая смежные знания и полномочия, расширяя эффективность деятельности, наращивая уровень сложности и ответственности принимаемых решений. Это будет горизонтальная карьера, поделилась с корреспондентом «АиФ-Тюмень» генеральный директор ООО «Компания «Авантаж» Светлана Чуйкова.
Расти можно по управленческой лестнице вверх: от рядового сотрудника к руководящим позициям. Например, маркетолог-руководитель службы маркетинга-коммерческий директор. Это вертикальная карьера.
В западных странах давно разрабатываются алгоритмы управления собственной карьерой. В отечественной литературе чаще понятие «управление карьерой» встречается как функция отдела кадров и сам человек выступает как пассивный субъект в системе формирования кадрового резерва и карьерного планирования организации.
В России карьерное консультирование развивается недолго, но стремительно. Только 5–7 лет назад появилось направление карьерного консультирования, которое приняло официальный статус и оформилось в отдельную отрасль.
В нашей стране не принято заявлять о том, что ты хочешь делать карьеру
В нашей стране не принято заявлять о том, что ты хочешь делать карьеру и стремишься к высоким должностям. Допустимо обтекаемо говорить о формировании лидерских качеств, развитии профессионализма и стремлении к развитию.
И даже само слово «карьерист» имеет негативный подтекст. Если посмотреть в русском языке синонимы к этому слову, то увидите - честолюбец, шустряк, чинодрал, службист. Звучит не очень, правда? Вот такая двойная мораль: быть руководителем престижно и уважаемо, но сознательно стремиться к карьере - это не комильфо.
Известная пирамида потребностей Абрахама Маслоу применительно к сфере карьеры дает понимание причин, по которым люди движутся по этой лестнице и соотносится с мотивацией в карьерных этапах. А жизненный и профессиональный опыт дают возможность движения, отмечает Светлана.
Этапы карьеры:
1. В начале пути, в молодом возрасте людьми чаще всего движут материальные потребности: желание финансовой стабильности... На этом этапе главной движущей силой в карьерном продвижении становятся высокая мотивация (читай в «чего хотят работодатели?» - «горящие глаза»), актуальные знания и готовность много работать.
2. Средний цикл. Мотивация - социальный статус, положение в обществе, уважение. Основа роста - активная демонстрация навыков и результатов. Установление позитивных деловых отношений с топ-менеджментом.
3. Социум, причастность. Сообщества. Движок- эффективное взаимодействие с окружающими. Формирование Доверия к себе и своим решениям.
4. Мотивация - Масштабирование успешных стратегий (самореализация, борьба со скукой). Потенциал продвижения в построении командной работы, умении управлять другими людьми (формально и неформально), эффективное использование мотивации, компетенций и взаимосвязей окружающих. Патернализм молодых сотрудников
Переход на следующий уровень невозможен без прохождения предыдущего этапа.
Еще с десяток лет назад классикой продвижения по карьерной лестнице было последовательное «проживание» каждого из этапов в течение 10-15 лет профессиональной жизни и переход на следующий этап.
В последние годы стали наблюдаться более быстрые переходы. Осознанность и личностный рост современников, как и все мировые процессы ускоряются в геометрической прогрессии. Современникам, осознающим природу своих карьерных потребностей и понимающих возможности роста становится доступным более стремительный рост.
Большую роль в проживании карьерных этапов сыграла пандемия и меры, направленные на ее сдерживание. Локдаун, смена привычных ритмов и режимов работы, изменения спроса и предложения на рынке труда одних откинули назад, другим позволили совершить буквально карьерный взлет. Карьерный рост стал возможен в т.ч. и потому, что лидеры имели востребованный набор компетенций, не побоялись взять на себя дополнительную ответственность в условиях высокой неопределенности и адаптировали деятельность к новой реальности.
«Изменения на рынке труда в последние десятилетия ломают наши представления о профессионализме. Работодатели все больше внимания уделяют так называемым гибким навыкам, которые закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни, и которые не появятся после одного тренинга или просмотра лекции. Именно поэтому специалистов, у которых они хорошо развиты, ценят, - прокомментировала Елена Кашкарова, депутат Тюменской областной думы. –
Это определяет важность включения в процесс профориентирования подростков уже в 12-13 лет. Задача родителей и педагогического сообщества дать ребятам максимум информации о том, какие бывают навыки, как их можно развивать самостоятельно. Дать возможность на первоначальном этапе оценить - какими навыками они уже обладают, а над какими еще предстоит работать.
В рамках реализации партийного проекта «Крепкая семья» блок профориентации всегда занимает одно из ведущих мест. Наша игротека «Конструктория Pro» включает в процесс обучения через игру, как лучший инструмент в работе с детьми. В апреле этого года для ребят постарше мы провели курс мастер-классов «Твое будущее», где профессионалы своего дела на примерах показывали какие навыки нужны в той или иной профессии.
На мероприятиях мы даем определенный толчок для детей, показывая в каких направлениях можно и нужно развиваться уже сейчас».