Примерное время чтения: 4 минуты
358

«Пели свои песни и плакали». Как жили репрессированные калмыки в Сибири

№ 1-2. "Аргументы и Факты" в Западной Сибири 11/01/2022
Со встречи с калмыками в 80-х.
Со встречи с калмыками в 80-х. / Кучум Гаисин / Из личного архива

В этот день, 28 декабря, 78 лет началась операция «Улусы», во время которой 28-29 декабря 1943 года проводилась массовая депортация калмыков в Сибирь. Накануне 27 декабря вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР». Согласно одним данным, следствием депортации стала гибель более 1/3 части калмыцкого народа, другие источники говорили о том, что во время ссылки погибло около половины. Одним из мест, куда были высланы калмыки - тобольское Заболотье. Как это было, в материале «АиФ - Тюмень».

«К нам поселили восемь человек»

Татарская деревня Чебурга Тобольского района расположена среди озер, болот и лесов. Добраться туда летом можно только на лодке, зимой с большой землей населенный пункт связывает зимник. В 20 веке свой временный дом здесь нашли калмыки, депортированные в Сибирь.

«Это было в январе 1943 года, тогда пошли слухи, что к нам привезут репрессированных калмыков. Жителей эта новость напугала, ведь кто-то сказал, что они едят людей», - смеясь, вспоминает старожил деревни Зиннатулла Рахимбакиев.

Зиннатулле Зариповичу тогда было пять лет, но он прекрасно помнит, при каких обстоятельствах состоялась первая встреча жителей с «квартирантами». Ночью один за другим в домах начали зажигаться керосиновые лампы. Люди просыпались от стука в дверь и криков: «Открывайте!» Так распределяли переселенцев в семьи.

Некоторые из них были в национальной одежде, но одеты все легко, голодные и измотанные долгой дорогой

«У нас был двухэтажный дом, к нам определили две семьи, всего восемь человек. Некоторые из них были в национальной одежде, но одеты все легко, голодные и измотанные долгой дорогой. Их язык и привычки нас удивили, - вспоминает дедушка. - Например, они пили чай с солью».

Другой старожил деревни Хани Вагапов рассказывает, что в их дворе помимо основного дома была небольшая избушка, в ней и поселили нежданных гостей.

«Мы были приятно удивлены тем, насколько они были воспитанными, культурными, грамотными людьми. Былая настороженность жителей быстро сменилась добротой и отзывчивостью», - говорит Хани Рашидович.

Пели и плакали

Один из переселенцев Исай Колошев был талантливым гармонистом. В числе  небольшого количества вещей, что им разрешили взять в дорогу, у него был дорогой сердцу инструмент. Часто калмыки собирались в доме у Рахимбакиевых, пели национальные песни и плакали, вспоминая родину.

Новым домом Чебурга стала и для учительницы по имени Джара. В местной школе во вторую смену она учила калмыцких детей на их родном языке, позже классы объединили, а приезжие дети быстро освоили русский и татарский языки.

«Я учился с Климом и Батой Колошевыми до седьмого класса. Они хорошо успевали по всем предметам, особенно легко давалась им математика», - вспоминает Зиннатулла Зарипович.

Языковой барьер местные и переселенцы преодолели быстро. Бывало, общались сразу на русском, татарском и калмыцком. Последний выучили некоторые чебургинцы.

Проводы длились несколько дней

Переселенцев определили работать на местный рыболовной участок. Они заготавливали рыбу для фронта, солили и сушили ее. Деревенские делились с ними кто чем мог, давали еду, одежду. Как вспоминают старожилы, жили дружно, позже калмыки начали строить себе небольшие дома и даже обзавелись семьями, женившись на местных девушках. Среди тех, кто в небольшой деревне тобольского Заболотья нашел вторую половину и новый дом  был и гармонист Исай Колошев. Когда в марте 1956 года калмыков реабилитировали и разрешили вернуться домой, он, как и несколько других человек, решили остаться в деревне навсегда.

«Когда пришло время прощаться, деревенские жители пришли к берегу озера провожать переселенцев. Проводы длились несколько дней. Многие не могли сдержать слез, за прожитые вместе годы мы стали друг другу словно родными», - говорит бывший учитель истории местной школы Кучум Гаисин.

По его воспоминаниям, в начале 1980-х годов в гости приехали уже повзрослевшие дети переселенцев. Вместе с деревенскими они пели татарские песни и тепло вспоминали детство, проведенное в Чебурге.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах