У дверей этой школы по утрам не бывает столпотворения из учеников, спешащих на уроки, на переменах в коридоре не приходится уворачиваться от неожиданно выбегающих из-за угла детей. И дело не только в размерах образовательного учреждения – примерно 200 кв. м, а в количестве учащихся. Их во всей школе всего восемь человек. О том, как учатся в самой маленькой школе Тюменской области, которая расположена в деревне Епанчина в 30 км от Тобольска, узнала корреспондент «АиФ – Тюмень».
В одном кабинете, с одним учителем
Третьеклассник Линар Тимканов как-то спросил у своей мамы, почему же у него нет одноклассников, она объяснила, что в год рождения мальчика, к сожалению, в деревне детей больше не родилось. Но этот вопрос, скорее, возник из любопытства, ведь одиноким в школе Линар себя не чувствует. На переменах он играет с друзьями из других классов, а если не понял или забыл записать домашнее задание – звонит сразу учителю. Правда, никак не списать и не подглядеть у соседа за партой, но оно и к лучшему – знания крепче.
В год рождения нынешнего третьеклассника в деревне больше не родилось детей.
«Плюсы для него, я считаю, в том, что он получает больше внимания от учителя, нет возможности отвлекаться на уроках. Но есть и минусы – ограниченность круга общения со сверстниками, нет возможности посоревноваться, как в учебе, так и в спорте», – говорит мама единственного третьеклассника Епачинской начальной школы Танзиля Тимканова.
В самой маленькой школе Тюменской области больше всего учеников в первом классе – четыре человека. К ним пока особый подход – новоиспеченные школьники приходят на уроки к девяти утра, а к обеду подтягиваются остальные классы. Такие занятия, как ИЗО, труд и физкультура объединены – рисуют и бегают всей школой. После этого первоклассники уходят домой, а у 2,3 и 4 классов начинаются основные предметы. В одном кабинете, с одним учителем.
«У нас всего один педагог в штате, еще двое – по совместительству – преподаватели английского и татарского языков. Мы уже давно работаем в параллельном преподавании, у учителя достаточно опыта и знаний, чтобы одновременно вести уроки в трех классах, чередовать виды деятельности», – рассказывает заведующий филиалом Альбина Азисова.
Второй класс повторяет пройденную тему, третий – делает письменное задание, а четвертый – отвечает устно. Примерно так проходят занятия, когда в одном кабинете одновременно учится почти вся школа. Абсолютной тишины в классе не бывает, но, как говорит Альбина Мухаметдиновна, дети друг другу не мешают. Согласны с ней и родители.
«У нас в школе семейная атмосфера. Можно сказать, учатся друг у друга», – говорит Танзиля Тимканова.
Столетняя история
У Епачинской школы богатая история длиной в 117 лет. Она прошла трудный путь становления от двухклассного до современного образовательного учреждения. В 50-е годы размещалась в шести разрозненных маленьких домах. Новая была построена по инициативе известного сибирско-татарского писателя, заслуженного учителя РСФСР Якуба Занкиева в 1964 году.
«И даже эта новая школа, где были оборудованы классы, актовый и спортивный залы, библиотека, не вмещала в одну смену всех учащихся. В нее ходили дети из 18 деревень, кабинеты были переполнены. Два десятилетия Якуб Камалиевич возглавлял коллектив Епанчинской семилетней, затем восьмилетней школы, – рассказывает Альбина Азисова. – В школе были условия для всестороннего воспитания и образования детей: построены мастерская, интернат, столовая. Учебное заведение входило в число лучших, особенно по военно-патриотическому, интернациональному и трудовому воспитанию».
Сейчас Епачинская школа – филиал Прииртышской средней школы. Жернова оптимизации образовательной системы, начавшейся 11 лет назад, перемололи ее не сразу. Сначала она стала девятилетней, а в 2017 году – начальной.
В 2020 году учащиеся переехали в новое здание – модульное. С двумя кабинетами, столовой, небольшим гимнастическим залом и фойе. В ней на Новый год ставят елку, водят хороводы, а на 8 Марта читают стихи мамам. Во втором учебном кабинете занимаются дошколята из группы кратковременного пребывания. Обеды ребятам привозят из соседней школы, где есть свой повар. Дети едят в столовой из одноразовой посуды.
Перед школой новая спортивная и детская площадки, турники. Зимой ученики катаются на лыжах, а в фойе круглый год можно поиграть в настольный теннис. Все оснащение и оборудование приобрели к открытию школы.
Радость от нового здания омрачает только одно – богатый школьный музей, места которому в модульном учебном заведении не хватило.
Места не нашлось
«Якуб Занкиев, будучи директором школы, в 1980 году основал музей. В нем пять экспозиций и сотни экспонатов, среди которых есть уникальные. Не раз наш музей занимал первые места на разных конкурсах», – рассказывает Альбина Мухаметдиновна.
Пока собранные за десятилетия экспонаты хранятся в здании старой школы. Отопления в нем нет, поэтому пока тепло, Альбина Азисова водит учеников на краеведческий кружок в пустующее учебное заведение.
«Мы гордимся своими традициями, чтим их. И все жители деревни очень переживают, что собранные по крупицам экспонаты потеряются, это наша боль, – признается учительница. – Отдавать их в фонды другого музей не хочется, ведь это наша уникальная история, нашего села, людей. Там хранятся фотографии, письма, личные вещи жителей, которых уже нет в живых, но их потомки могут прикоснуться к истории своей семьи».
Епачино, несмотря на восемь школьников на всю деревню, нельзя назвать умирающей деревней. В ней около 180 жителей, есть дороги, газ, водопровод, ФАП и частные магазины. Но самое ценное – богатая история, отраженная на страницах книг Якуба Занкиева. История, которой жители дорожат и передают из поколения в поколение.
В тему
На стендах музея есть фотографии жителей Тюменской области, участвовавших в Великой Отечественной войне, фронтовиков 10-й гвардейской истребительно-противотанковой артиллерийской бригады, сформированной в Тюмени, в составе которой Якуб Занкиев прошел от Воронежа до Праги.
Он и после войны не забывал о своих боевых товарищах. Вместе со школьниками организовал переписку и встречи с однополчанами.
По инициативе Якуба Камалиевича в 1974 году была организована эстафета магнитофонной ленты. На магнитофонной записи-эстафете, побывавшей в Тюмени, Москве, Киеве и других городах, где проживают ветераны бригады, воспроизведены воспоминания боевых эпизодов из их фронтовой жизни.