Лето - время отпусков, отдыха и борьбы за туристов. Привлечь отдыхающих пытаются не только курортные города, но и небольшие районы, и даже села. Люди готовы потратить на отдых немалые суммы, а кому эти деньги достанутся - зависит от многих факторов.
Как чемпионат мира по футболу отразился на турпотоке, почему заграничное море привлекательнее, и чем завлечь отдыхающих в регионы, корреспондент «АиФ-Тюмень» узнала у доцента кафедры сервиса, туризма и индустрии гостеприимства Тюменского государственного университета Елены Ермаковой.
Почти все включено
Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Елена, почему, как бы ни старались привлечь туристов на наш юг, отдыхающие чаще отдают предпочтение загранице?
Елена Ермакова: Потому что отдых на наших курортах был дороже. Но сейчас ситуация меняется, последние несколько лет туристы все больше отдают предпочтение нашему югу. Фраза «Лучший отдых - это отдых за границей» уже не актуальна. Во-первых, после Олимпиады в лучшую сторону изменились Сочи, появился Крым и мост, построенный в 2018 году. По данным Ростуризма, спрос на авиабилеты по сравнению с прошлым годом увеличился на 9%, а по внутренним направлениям - на 18%. Во-вторых, начали появляться пакетные туры. В него входят перелет, проживание, плюс страховка, некоторые операторы включают туда и экскурсии. Программа и стоимость пакетного предложения зависят от тура. Для внутреннего туризма - это прорыв. До этого всегда отдельно оплачивали перелет, отель, в итоге все выходило дороже. Сейчас география пакетных туров развивается, и помимо традиционных мест отдыха в него начали включать и менее раскрученные.
- Насколько такие пакетные туры выгодны?
- Стоимость пакетного тура по России практически в два раза дешевле, чем заграничного, если у нас он стоит 41 тыс. рублей на двоих, то зарубежные направления – 82 тыс. рублей. Во-первых, по какому-то направлению лететь ближе, где-то удается договориться с отелями о скидках. Сейчас мы находимся на той стадии, которая дает развитие на будущее. Та же Турция ведь не сразу дошла до такого уровня туризма. Кстати, качественный отдых в Турции тоже не дешевый, по сравнению с доступными турами, дороже примерно в два раза, тем не менее путешественников это не останавливает, деньги находятся. Ну и, кстати, об уровне. Многие турецкие отели переживают не лучшие времена – то, что было новым лет десять назад, становится старым, а некоторые отели вообще «убитые». И то, что казалось раем, уже им не является… Начинает «проседать» и сервис, в нем наши туристы находят изъянов все больше и больше…
- Если говорить о внутреннем туризме, то отдых в каком регионе сейчас самый востребованный?
- Крым. И способствовало этому и строительство моста. Это очень позитивно сказалось на том, что россияне, и не только они, чаще начали посещать полуостров. Например, по данным на 1 июня, на 26,5% больше туристов посетило Крым, чем в прошлом, 2017, году. Кстати, крымский мост заложил основы единого Приморского кластера - Краснодарский край и Крым. В принципе можно отдохнуть и там, и там, поскольку километраж небольшой, а климат разный. Интерес к курортам Краснодарского края тоже растет, согласно статистике, турпоток в регионе в 2018 году вырос на 17,8% по сравнению с прошлым.
Цены под контроль
- Помимо прочего, среди причин, которые останавливают туристов от отдыха на нашем юге, указывают высокую стоимость продуктов. Те же мороженое, вода в Крыму отдыхающим обойдется раза в два-три дороже, чем дома. Все хотят успеть «обобрать» туристов?
- На море туристический сезон короткий, и за это время все стараются успеть заработать. Регулировать ценообразование - задача государства, иначе люди не поедут в эти регионы. Думаю, со временем цены все же возьмут под контроль. К слову, в этом случаи пакетные туры оказываются выгоднее, потому что нет необходимости выходить за той же водой в город. Система «все включено», как и за границей, постепенно вводится и у нас. Что бы ни говорили, но сервис - волшебное слово для туристов - важен. У нас пока это только набирает обороты: гастрономия, хорошие дороги, отношение. Важно не только море, ради которого люди едут, но и антураж. Высокая требовательность туристов поможет развить «домашнюю» индустрию гостеприимства и соответствовать высоким стандартам.
- Как прошедший чемпионат мира повлиял на турпоток?
- Чем больше будет таких мировых событийных мероприятий, тем больше количество отдыхающих в нашей стране. Мы умеем проводить фестивали, чемпионаты на высоком уровне. Футболисты, болельщики уехали, а туристы приедут, останется инфраструктура, построенная к чемпионату, все это сделает эти города еще привлекательнее.
- Может ли быть такое, что лет через 10-20 наши туристы будут отдавать предпочтение нашим курортам?
- Мне кажется, что в наших людях все равно есть некий пиетет перед заграницей. Убеждение, что там лучше, пока сидит в нас очень глубоко, и перебороть эту тенденцию сложно, а может быть, и не нужно. Побывав за «бугром», мы приносим что-то новое, без этого очень трудно развиваться. Хорошо будет, если спрос на зарубежные и внутренние туры сравняется. Но интерес к заграничным турам будет всегда. Ведь отдохнуть от нашей действительности, отрешиться от нее на две-три недели, можно только в другой стране. К тому же по России мы часто ездим в командировки, в гости к родным - мини-путешествия по стране у нас так или иначе бывают. У многих отпуска в холодное время года, когда у нас «моря нет». Поэтому нам нужен обмен туристами, чтобы из других стран приезжали к нам, а мы ездили к ним. Это был бы идеальный баланс.
Нужен «вау-эффект»
- Сейчас активно развивают внутренний туризм и в нашем регионе. У нас появились туристический бренд, магазин сувениров, билборды при въезде в Тюмень. Насколько важны такие мелочи и помогут ли они привлечь туристов?
- Туризм и состоит из мелочей, который складываются в целостную картинку. Слоган, бренд - это красивое оформление продукта, которое завлекает, действуют на человека на психологическом уровне. Это как вишенка на торте, которая помогает продать его покупателю, делает привлекательным. К тому же, например, сувенирная продукция помогает идентифицировать регион. Кто на Камчатке знает, чем отличается Тюменская область от, к примеру, Челябинской или Брянской? Для многих все регионы сливаются в один, мы не представляем, как туда доехать, что там делать. Такие мелочи помогают сделать область узнаваемой и не только для туристов, а в целом. Замечательно, что в Тюмени появились такие «вишенки»! Единственное, те же самые билборды нужно устанавливать не только в нашем регионе, но и в других, чтобы и там знали о Тюменской области, приезжали к нам. Их путь начинается со своего региона, а не с тюменского аэропорта.
- У нас есть раскрученные турмаршруты - Тобольск, Тюмень, Ялуторовск, можем ли мы еще что-то предложить гостям региона?
- И да, и нет. Эти маршруты, с точки зрения туризма, недостаточно раскручены. Тобольск более ли менее раскручен, но тот же туркомплекс Абалак по большому счету не работает, как надо, в отличие от того же «Парка сказов» под Екатеринбургом. Там нет жизни, нет людей, которые занимаются гостями, рассказывают им что-то, расписания мастер-классов, турист ходит сам по себе. Стоят когда-то построенные сооружения и чахнут под сибирским солнцем или дождем. Не задействован в Тобольске и промышленный туризм, хотя потенциал огромный. Несколько лет назад говорили о развитии маршрута нефтяников, организовали инфотуры, но до рядового туриста он пока «не дошел». Между тем, конкуренты уже поджимают. После чемпионата мира они будут уже не на два, а на три шага впереди. А мы еще только где-то что-то внедряем. С точки зрения туризма - это очень медленно.
Что касается Тюмени, то здесь не хватает ярких туристических суперобъектов. Набережная - не подходит, там нет «вау-эффекта». Один раз сходили, а второй раз уже не пойдешь, с точки зрения туризма, она должна быть наполнена событиями. Туризм сейчас - это событие, люди не просто едут пройтись по набережной, погулять самостоятельно, им нужно что-то там делать, и желательно не в течение часа – двух. В Ялуторовске есть Острог, но его тоже нужно развивать. Ишим - очень хороший, интересный город, но слабо раскрученный. Для жителей области районы - белое пятно, мы сами не знаем, что там есть интересного. Им не хватает инфраструктуры. Да и не везде нужен туризм, это требует колоссальных средств и очень ярких идей, которые бы привлекали.
- Как этнографический туризм, который вы начинали развивать, может повлиять на привлекательности региона для гостей?
- Это очень маленькая частичка туризма, для любителей, так скажем. Да, она очень интересная, яркая, но все-таки, как я уже сказала, туризм - это инфраструктура и вложения, а нам этого пока не хватает. Ведь в той же Чувашии, где этнографический туризм очень развит, деньги на него получают из федеральной целевой программы, на это выделяются миллионы. И делают этнопарки, чтобы люди могли остановиться, разрабатывают для них программы. Кстати, это то, чем располагает туристический комплекс Абалак, но этого в нем нет. Это прекрасная база для этнопарка, но концепции нет. Кит не плывет, дракон не пышет огнем, одна баба Яга только, которая деньги с туристов собирает.
- Всегда ли развитие туризма упирается только в деньги?
- Да, туризм - это ресурсы, без которых никуда. На голое море не повезешь, там что-то должно быть. Без денег можно развивать, но это очень маленький вклад, если говорить о «большом туризме». Должна быть также команда, которая ведет за собой, которая разрабатывает и внедряет интересные идеи.